РЕШЕНИЕ

21 ноября 2005 г. № 4

Об утверждении Регламента Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район»

Собрание депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» РЕШИЛО:
1. Утвердить Регламент Собрания депутатов муниципального образования
«Тигильский муниципальный район» согласно приложению.
1. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Глава муниципального образования ​
«Тигильский муниципальный район​А. Е. Шушпанов​


​Приложение к решению Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 4 от 21 ноября 2005 г.

РЕГЛАМЕНТ
Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (в редакции решений от 16.11.2007 г. № 5, от 25.05.2008 г. № 6, от 28.08.2008 г. № 5, от 26.11.2009 г. № 2, от 14.08.2010 № 13, от 29.12.2010 № 6, от 29.03.2011 № 6)

Настоящий Регламент устанавливает порядок и процедуру организации и деятельности Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее - муниципальный район).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Собрание депутатов является обязательным представительным органом муниципального района.
Собрание депутатов состоит из 21 депутата. В состав Собрания депутатов входят: семь глав муниципальных образований сельских поселений муниципального района; 14 депутатов представительных органов этих поселений, избранных по два депутата от каждого поселения. Собрание депутатов может осуществлять свои полномочия в случае сформирования не менее двух третей от установленной численности депутатов Собрания депутатов. Полномочия его председателя исполняет Глава муниципального района.
1.2. Собрание депутатов самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Камчатского края, Уставом муниципального района, настоящим Регламентом.
1.3. Собрание депутатов работает по планам, утверждаемым на сессиях, на основе предложений субъектов правотворческой инициативы в Собрании депутатов, определенных Уставом муниципального района.
Глава II. СОЗЫВ СЕССИЙ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ.
2.1.​Основными организационными формами деятельности Собрания депутатов являются его сессии, которые проводятся не реже одного раза в три месяца, заседания постоянных и временных комиссий, рабочих групп Собрания депутатов и депутатские слушания.
2.2.​В зале, где проводится сессия Собрания депутатов, устанавливается флаг и помещается герб Камчатского края, устанавливается флаг и помещается герб муниципального района.
2.3. Первая сессия Собрания депутатов нового состава созывается Главой муниципального района - председателем Собрания депутатов, в его отсутствие – заместителем председателя Собрания депутатов, а в случае отсутствия председателя Собрания депутатов и его заместителя – председателем постоянной комиссии Собрания депутатов по местному самоуправлению, Регламенту Собрания депутатов и депутатской этике. Сессии Собрания депутатов ведёт Глава муниципального района или его заместитель, а в случае отсутствия председателя Собрания депутатов и его заместителя – председатель постоянной комиссии Собрания депутатов по местному самоуправлению, Регламенту Собрания депутатов и депутатской этике.
2.4. Очередные сессии Собрания депутатов созываются Главой муниципального района - председателем Собрания депутатов, в его отсутствие – заместителем председателя Собрания депутатов, а в случае отсутствия председателя Собрания депутатов и его заместителя – председателем постоянной комиссии Собрания депутатов по местному самоуправлению, Регламенту Собрания депутатов и депутатской этике, который председательствует на очередной сессии».
2.5.​Внеочередные сессии Собрания депутатов созываются по инициативе председателя Собрания депутатов, главы администрации муниципального района и по инициативе не менее одной трети депутатов Собрания депутатов муниципального района, а также по требованию не менее одного процента жителей муниципального района, обладающих избирательным правом и подписавших соответствующее обращение, не позднее 15-ти дней после получения требования о проведении внеочередной сессии Собрания депутатов.
Требование о созыве внеочередной сессии Собрания депутатов передается в письменной форме председателю Собрания депутатов, в его отсутствие – заместителю председателя Собрания депутатов, а в случае отсутствия председателя Собрания депутатов и его заместителя – председателю постоянной комиссии Собрания депутатов по местному самоуправлению, Регламенту Собрания депутатов и депутатской этике с указанием вопроса, выносимого на рассмотрение повестки дня сессии Собрания депутатов, кратким обоснованием необходимости её созыва и проектом решения Собрания депутатов по предлагаемому вопросу.
2.6. Чрезвычайные сессии Собрания депутатов созываются ее председателем либо в отсутствие председателя его заместителем, а в случае отсутствия председателя Собрания депутатов и его заместителя – председателем постоянной комиссии Собрания депутатов по местному самоуправлению, Регламенту Собрания депутатов и депутатской этике, который председательствует на чрезвычайной сессии, или по требованию главы администрации муниципального района немедленно без предварительной подготовки документов в случаях:
-​введения на территории Камчатского края или муниципального района режима чрезвычайного положения;
-​массовых нарушений общественного порядка на территории муниципального района;
-​стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, требующих принятия экстренных решений.
2.7. Депутаты Собрания депутатов информируются об очередной сессии Собрания депутатов и вопросах, вносимых на ее рассмотрение, аппаратом Собрания депутатов не позднее, чем за 10 дней до начала сессии Собрания депутатов. Население информируется об очередной сессии Собрания депутатов через средства массовой информации. О внеочередной сессии Собрания депутатов депутаты Собрания депутатов информируются за три дня до начала внеочередной сессии Собрания депутатов.
2.8. Депутат Собрания депутатов обязан участвовать в сессиях Собрания депутатов и в работе его постоянных и временных комиссий, в состав которых он избран, а также выполнять их поручения.
Собрание депутатов или его постоянные комиссии на своих заседаниях вправе заслушать сообщение депутата Собрания депутатов о выполнении им поручений Собрания депутатов или его постоянных комиссий.
2.9.​При невозможности присутствовать на сессиях Собрания депутатов или его постоянных комиссиях по уважительной причине депутат Собрания депутатов заблаговременно, но не позднее, чем за три дня до дня проведения сессии, сообщает об этом председателю Собрания депутатов, а в его отсутствие - заместителю председателя Собрания депутатов.
2.10.​Депутат Собрания депутатов на сессии Собрания депутатов обязан:
-​соблюдать настоящий Регламент, правила депутатской этики, повестку дня сессии Собрания депутатов и требования председательствующего;
-​выступать только с разрешения председательствующего.
Глава III. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ И ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ, ВНОСИМЫХ НА РАССМОТРЕНИЕ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ.
3.1. Право вносить проекты решений на рассмотрение Собрания депутатов предоставляется:
* депутатам Собрания депутатов;
* Главе муниципального района;
* главе администрации муниципального района;
* не менее чем одному проценту от числа жителей муниципального района, обладающих избирательным правом, в порядке осуществления правотворческой инициативы;
-​депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Камчатского края;
* депутатам Законодательного Собрания Камчатского края;
* органам территориального общественного самоуправления;
* прокурору Тигильского района.
Право правотворческой инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых решений Собрания депутатов, проектов решений о внесении изменений и дополнений в действующие решения Собрания депутатов.
Порядок внесения проектов решений Собрания депутатов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются настоящим Регламентом.
3.2.​Необходимым условием внесения проекта решения Собрания депутатов в Собрание депутатов в порядке правотворческой инициативы является представление:
-​текста проекта решения на бумажном носителе и в электронном виде;
* обоснования необходимости принятия проекта решения, включающего развернутую характеристику проекта решения, его целей, основных положений, а также прогноза социально- экономических и иных последствий его принятия;
* предложений о разработке проектов решений Собрания депутатов, принятие которых необходимо для реализации данного решения Собрания депутатов;
-​финансово-экономического обоснования (если введение решения требует дополнительных материальных и иных затрат);
-справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования. В случае, если проект решения Собрания депутатов вносится главой администрации муниципального района, в Собрание депутатов одновременно представляется сопроводительный документ за подписью главы администрации муниципального района о направлении для рассмотрения и принятия Собранием депутатов проекта решения Собрания депутатов с перечнем прилагаемых документов и указанием должностного лица администрации муниципального района, ответственного за представление в Собрание депутатов данного проекта решения.
Проекты решений Собрания депутатов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета муниципального района, могут быть внесены на рассмотрение Собрания депутатов только по инициативе главы администрации муниципального района или при наличии заключения главы администрации муниципального района.
Проекты решений о бюджете муниципального района и об его исполнении, об утверждении программ социально-экономического развития муниципального района и отчеты об их исполнении рассматриваются Собранием депутатов по инициативе главы администрации муниципального района или при наличии заключения главы администрации муниципального района.
3.3.​При разработке проектов решений Собрания депутатов должны соблюдаться следующие требования:
* проект и материалы к нему должны быть краткими, четкими и последовательными, исключающими возможность двоякого толкования;
* содержать анализ и оценку положения дел по обсуждаемому вопросу, юридическую экспертизу содержания проекта решения;
* в проекте должны быть четко определены намеченные меры, исполнители, сроки исполнения, лица и органы, на которые возлагается контроль;
* проект, подготовленный во исполнение решений вышестоящих государственных органов или во изменение решений Собрания депутатов, должны содержать ссылку на их дату, номер и наименование.
3.4.​Непосредственно в тексте внесенного в Собрание депутатов проекта решения должны быть включены следующие положения:
* о сроках и порядке вступления решения в силу;
* об отмене ранее принятых решений Собрания депутатов в связи с принятием данного решения;
* об изменениях и дополнениях ранее принятых решений Собрания депутатов.
3.5.​На проекте решения, вносимого на рассмотрение сессии Собрания депутатов, указываются автор, подготовивший документ, и дата его подготовки.
Проект решения, вносимый по инициативе главы муниципального района, подписывает соответственно глава муниципального района.
При наличии разногласий по проекту решения Собрания депутатов, вносимого по инициативе главы муниципального района, или если в процессе доработки в него вносятся существенные изменения, он подлежит повторному согласованию с главой муниципального района. Повторное визирование не требуется, если содержание проекта решения Собрания депутатов изменено при рассмотрении его на заседании постоянной комиссии Собрания депутатов.
Наличие замечаний по проекту решения Собрания депутатов, вносимого по инициативе главы муниципального района, отрицательное заключение по нему или непредставление заключения в определенные Регламентом сроки не препятствуют его рассмотрению на сессии Собрания депутатов, но все замечания подлежат оглашению.
Каждый проект решения Собрания депутатов, внесенный на рассмотрение Собрания депутатов, проходит юридическую экспертизу.
3.6. Если представленный проект решения Собрания депутатов не отвечает требованиям настоящего Регламента, такой проект решения Собрания депутатов возвращается инициатору для выполнения установленных требований и в проект повестки дня сессии Собрания депутатов не включается.
3.7. Проект решения Собрания депутатов вносится на рассмотрение Собранию депутатов не позднее, чем за две недели до начала сессии Собрания депутатов, за исключением положений, предусмотренных пунктом 2.6. настоящего Регламента, и считается внесенным со дня его регистрации в аппарате Собрания депутатов. Контроль за регистрацией проектов решений Собрания депутатов и предоставлением необходимых документов осуществляется руководителем аппарата Собрания депутатов.
Депутаты и постоянные комиссии Собрания депутатов имеют право выступать с содокладами, альтернативными проектами решений Собрания депутатов, которые представляются в те же сроки, что и основные.
3.8.​Проект решения Собрания депутатов, подлежащий рассмотрению Собранием депутатов, направляется председателем Собрания депутатов, а в его отсутствие – заместителем председателя Собрания депутатов, для рассмотрения в соответствующую постоянную комиссию Собрания депутатов, которая назначается ответственной за работу над представленным проектом решения Собрания депутатов.
Отзывы, предложения и замечания депутатов Собрания депутатов и других субъектов правотворческой инициативы рассматриваются на заседаниях ответственной постоянной комиссии Собрания депутатов.
Если проект решения Собрания депутатов направляется в несколько постоянных комиссий Собрания депутатов, то право определить ответственную комиссию за рассмотрение проекта решения Собрания депутатов из них принадлежит председателю Собрания депутатов.
Ответственной считается постоянная комиссия Собрания депутатов, указанная первой в резолюции председателя Собрания депутатов.
При необходимости для подготовки проектов решений Собрания депутатов создается рабочая группа. В ее состав могут входить депутаты и работники аппарата Собрания депутатов по согласованию с главой администрации муниципального района, представители администрации муниципального района, а также иные лица.
По решению ответственной постоянной комиссии Собрания депутатов, проект решения Собрания депутатов с сопроводительным письмом за подписью председателя постоянной комиссии Собрания депутатов может быть направлен в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Камчатского края, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной, юридической и других экспертиз.
3.9.​Деятельность Собрания депутатов, его постоянных и временных комиссий, рабочих групп освещается в средствах массовой информации.
3.10. Оформленные в соответствии с настоящим Регламентом проекты решений Собрания депутатов являются основанием для включения их в повестку дня сессии Собрания депутатов, которая формируется председателем Собрания депутатов за десять дней до начала сессии Собрания депутатов.
3.11. Проект повестки очередной или внеочередной сессии Собрания депутатов вместе с документами высылается депутатам Собрания депутатов не позднее, чем за три дня до даты сессии Собрания депутатов.
Глава IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕССИЙ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ.
4.1.​Сессии Собрания депутатов, как правило, проводятся с 10 до 13 часов и с 15 до 18 часов с перерывами до 15 минут через каждые полтора часа работы Собрания депутатов. По решению депутатов Собрания депутатов может устанавливаться иное время работы сессии Собрания депутатов. Общая продолжительность сессии Собрания депутатов определяется содержанием повестки дня сессии. По решению депутатов Собрания депутатов время сессии может быть продлено. В конце сессии отводится время, продолжительностью до 10 минут, для выступления депутатов Собрания депутатов с заявлениями и обращениями, если при утверждении повестки дня сессии не принято иного решения. В целях получения дополнительной информации, для проведения консультаций или по другим основаниям, определяемыми депутатами Собрания депутатов, сессия Собрания депутатов может быть прервана.
Сессии Собрания депутатов являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Камчатского края, Уставом муниципального района и настоящим Регламентом. Ход сессии Собрания депутатов фиксируется путем ведения звукозаписи.
Собрание депутатов может принять решение о проведении закрытого заседания сессии. На закрытом заседании сессии Собрания депутатов вправе присутствовать по распоряжению председательствующего специально приглашенные лица, стенографистка и ответственный исполнитель по ведению и составлению протокола.
4.2.​Сессии Собрания депутатов являются правомочными, если на них присутствует более половины установленной численности депутатов Собрания депутатов.
Председательствует на сессии Собрания депутатов глава муниципального района - председатель Собрания депутатов, а в его отсутствие - заместитель председателя Собрания депутатов.
4.3.​При открытии сессии Собрания депутатов присутствующим сообщается о числе присутствующих и отсутствующих депутатов Собрания депутатов, причинах их отсутствия, количестве и составе приглашенных лиц.
Должностные лица администрации муниципального района присутствуют на открытых сессиях Собрания депутатов по поручению главы администрации муниципального района при рассмотрении вопросов, относящихся к их ведению. По распоряжению председателя Собрания депутатов, а в его отсутствие - заместителя председателя Собрания депутатов, на сессию Собрания депутатов могут быть приглашены представители государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, специалисты, готовившие вопрос на рассмотрение Собрания депутатов. Для приглашенных, представителей средств массовой информации отводятся специальные места в зале заседания Собрания депутатов.
Представители аккредитованных средств массовой информации имеют право присутствовать на открытых сессиях Собрания депутатов при наличии служебных удостоверений личности. По решению Собрания депутатов они могут производить фото-, кино- и телесъемку, записывать ход сессии Собрания депутатов на диктофон, пользоваться другими техническими средствами, не мешая при этом работе сессии Собрания депутатов.
​Представитель Правительства Камчатского края вправе присутствовать на открытых сессиях Собрания депутатов с правом совещательного голоса. По решению депутатов Собрания депутатов представитель Правительства Камчатского края может участвовать в закрытой сессии Собрания депутатов с правом совещательного голоса.
4.4.​Граждане, представители трудовых коллективов и организаций, общественных объединений могут присутствовать на сессии Собрания депутатов, если в зале, где оно проводится, имеются условия для их размещения без ущерба для работы сессии Собрания депутатов.
Приглашенные и другие присутствующие лица не имеют права вмешиваться в работу сессии Собрания депутатов, обязаны соблюдать порядок в зале заседания, подчиняться распоряжениям председательствующего. Слово для выступления им предоставляется по решению депутатов Собрания депутатов.
4.5.​После открытия сессии Собрания депутатов председательствующий оглашает проект повестки дня сессии Собрания депутатов, который принимается за основу открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов Собрания депутатов.
Если проект повестки дня сессии Собрания депутатов не принят за основу, то по каждому вопросу, предложенному в проекте повестки дня сессии Собрания депутатов, проводится голосование с формулировкой "О включении в повестку дня сессии Собрания депутатов вопроса ...", которое принимается большинством голосов от присутствующих на сессии депутатов Собрания депутатов.
4.6.​После принятия проекта повестки дня сессии Собрания депутатов за основу, депутатами Собрания депутатов могут быть поданы предложения по ее изменению, дополнению или порядку рассмотрения вопросов. Предложения по включению в повестку дня сессии Собрания депутатов новых вопросов принимаются в исключительных случаях, если они подготовлены "В соответствии с требованиями настоящего Регламента. Перед голосованием о включении в повестку дня сессии Собрания депутатов дополнительного вопроса автору предоставляется время до трех минут для обоснования его предложения, после чего председательствующий оглашает пакет документов, приложенных к проекту решения Собрания депутатов.
Без голосования подлежат включению в повестку дня сессии Собрания депутатов следующие вопросы:
* решения судов, касающихся отмены или приостановления действия решений Собрания депутатов, принятых по вопросам его ведения;
* протесты и представления прокурора на решения, принятые Собранием депутатов;
-​предложения об отзыве или досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов.
4.7.​По всем вопросам, рассматриваемым на сессии Собрания депутатов, его постоянных комиссий, депутаты Собрания депутатов пользуются правом решающего голоса.
Депутат Собрания депутатов вправе на сессия Собрания депутатов:
* вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения сессии;
* вносить в письменной форме проекты решений Собрания депутатов и поправки к ним;
-​участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до начала голосования);
* требовать постановки своих предложений на голосование;
* настаивать на повторном подсчете голосов;
* высказывать мнение по персональному составу создаваемых органов Собрания депутатов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых и согласовываемых Собранием депутатов;
-​вносить предложения о заслушивании на сессиях Собрания депутатов отчета или информации постоянной комиссии Собрания депутатов либо должностного лица, подконтрольного Собранию депутатов;
* ставить вопрос о необходимости разработки нового решения Собрания депутатов, вносить проекты и предложения по изменению действующих решений Собрания депутатов:
* оглашать обращения, имеющие общественное значение;
* пользоваться другими правами, предоставленными ему действующим законодательством и настоящим Регламентом.

4.8. Для доклада на сессии Собрания депутатов предоставляется время, как правило, до 20-ти минут, для содоклада до 10-ти минут, выступающим в прениях до 5-ти минут для выступления, по порядку ведения, мотивам голосования, для справок, вопросов до 3-х минут, для повторного выступления до 3-х минут. По истечении установленного времени для выступления председательствующий имеет право после предупреждения прервать выступающего или с согласия большинства присутствующих депутатов Собрания депутатов продлить время для выступления.
4.9. Выступление депутатов Собрания депутатов в прениях более двух раз по одному и тому же вопросу не допускается. Прения прекращаются по решению Собрания депутатов. Перед постановкой вопроса о прекращении прений председательствующий информирует о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
4.10. Депутаты Собрания депутатов имеют право выступать по любому внесенному в повестку дня сессии Собрания депутатов вопросу.
4.11. Депутат Собрания депутатов выступает на сессии Собрания депутатов после предоставления ему слова председательствующим. Председательствующий на сессии Собрания депутатов предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявления. С согласия депутатов Собрания депутатов председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения.
4.12. Передача права на выступление в пользу другого депутата Собрания депутатов не допускается. Слово по порядку ведения сессии Собрания депутатов, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения, для чрезвычайного сообщения может быть предоставлено председательствующему вне очереди. Преимущественное право выступления предоставляется депутату Собрания депутатов, внесшему вопрос на рассмотрение Собрания депутатов. Вопросы докладчикам направляются в письменном виде или задаются с мест.
4.13. В ходе обсуждения вопроса после выступлений докладчика и содокладчика слово предоставляется депутатам Собрания депутатов и при необходимости приглашенным по соответствующему вопросу либо специалистам для дачи разъяснений по существу обсуждаемого вопроса.
Никто не вправе выступать на сессии Собрания депутатов без разрешения председательствующего.
Выступающий на сессии Собрания депутатов не вправе употреблять в своей - речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Собрания депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий без предупреждения лишает выступающего слова в обсуждении данного вопроса.
В случае нарушения указанных правил депутатом Собрания депутатов он может быть лишен права выступления на данной сессии Собрания депутатов решением Собрания депутатов, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Собрания депутатов, присутствующих на сессии.
4.14.​Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий вправе сделать ему замечание. В случае если выступающий после замечания продолжает говорить не по существу вопроса, то председательствующий лишает его слова.
4.15. Председательствующий не имеет права давать оценки выступлениям депутатов Собрания депутатов и комментировать их.
4.16. На каждой сессии Собрания депутатов ведутся протоколы и звукозапись. Протокол составляется на основе звукозаписи в течение 10-ти дней со дня проведения сессии Собрания депутатов аппаратом Собрания депутатов и подписывается председательствующим на сессии Собрания депутатов и секретарем Собрания депутатов.
В протоколе сессии Собрания депутатов указывается:
* порядковый номер сессии, дата и место проведения;
* количественный состав Собрания депутатов, количество присутствующих и отсутствующих депутатов Собрания депутатов;
* повестка дня сессии Собрания депутатов, кем вносится вопрос на рассмотрение Собрания депутатов;

* фамилии, выступивших с докладами, содокладами, в прениях, внесших обращения, запрос, задавших устно или письменно вопрос докладчикам;
* перечень всех принятых решений с указанием числа голосов, поданных "за", "против", "воздержался";
* переданные председательствующему письменные предложения и замечания тех депутатов Собрания депутатов, которые записались для выступления, но не получили слова ввиду прекращения прений.
К протоколу сессии Собрания депутатов прилагаются принятые Собранием депутатов решения, список приглашенных, письменные запросы и предложения депутатов Собрания депутатов, официально распространенные на сессии Собрания депутатов документы, протоколы счетной комиссии по результатам тайного или поименного голосования. Депутаты Собрания депутатов вправе в любое время ознакомиться с протоколом сессии Собрания депутатов.

Глава V. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ.
5.1.​Собрание депутатов на сессиях в коллегиальном порядке по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения.
Решения о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов в случае самороспуска, о принятии Устава муниципального образования "Тигильский муниципальный район" и внесении в него изменений и дополнений, об утверждении бюджета на очередной финансовый год, внесение в него дополнений и изменений принимаются двумя третями голосов от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
Решения по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Собрания депутатов, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
Решения по другим вопросам, определенным Уставом, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа присутствующих депутатов Собрания депутатов на его сессии.
5.2.​Решения Собрания депутатов рассматриваются и принимаются депутатами Собрания депутатов, как правило, в одном чтении.
При отсутствии возражений депутатов Собрания депутатов решение может быть принято в целом.
5.3.​При рассмотрении Собранием депутатов проекта решения Собрания депутатов, депутаты Собрания депутатов, заслушав инициаторов проекта решения Собрания депутатов, обсуждают его основные положения, необходимость его принятия, дают общую оценку концепции проекта решения Собрания депутатов.
5.4.​По результатам обсуждения проекта решения Собрание депутатов имеет право: отклонить проект решения;
принять проект решения за основу;
принять проект решения в целом после обсуждения, с учетом поправок, высказанных на сессии Собрания депутатов.
После окончания обсуждения проекта решения Собрания депутатов на голосование ставится предложение о принятии проекта решения Собрания депутатов.
Если по итогам голосования предложение о принятии проекта решения Собрания депутатов не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим решением Собрания депутатов. Отклоненный проект решения Собрания депутатов дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права правотворческой инициативы.
Проект решения Собрания депутатов считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на сессии депутатов Собрания депутатов.
При внесении более одного проекта решения Собрания депутатов по одному и тому же вопросу, Собрание депутатов рассматривает их одновременно и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает отклонение других альтернативных проектов решений Собрания депутатов и возвращение их разработчику.
5.5.​Порядок, условия разработки и представления проекта бюджета муниципального района Собранию депутатов, рассмотрения проекта бюджета муниципального района, утверждения бюджета муниципального района и его уточнения в ходе исполнения, а также порядок предоставления отчета об исполнении бюджета муниципального района устанавливаются Положением о бюджетном процессе, утверждаемым Собранием депутатов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Камчатского края.
5.6.​Заявления и обращения Собрания депутатов принимаются большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов Собрания депутатов.

Глава VI.ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА СЕССИИ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ.

6.1. Решения Собрания депутатов принимаются на его сессиях открытым, поименным или тайным голосованием. Каждый депутат Собрания депутатов голосует лично. Депутат Собрания депутатов, не участвующий по уважительной причине в голосовании, имеет право до начала голосования по тому или иному вопросу представить письменное подтверждение своего голоса "за", "против" или "воздержался". В этом случае депутат Собрания депутатов считается присутствующим на сессии Собрания депутатов при условии подачи своего голоса по всем вопросам, включенным в повестку дня сессии Собрания депутатов, за исключением проведения тайного или поименного голосования. Мнение депутата Собрания депутатов учитывается при подведении итогов голосования. Председательствующий озвучивает мнение отсутствующего депутата Собрания депутатов, в ином случае мнение депутата Собрания депутатов учитывается. Отсутствующий по уважительной причине депутат Собрания депутатов не вправе заявлять о своем голосе после завершения голосования.
При голосовании по каждому вопросу депутат Собрания депутатов имеет один голос, подавая его "за", "против" или "воздержался".
6.2. Открытое голосование проводится депутатами Собрания депутатов путем поднятия руки. Перед началом открытого голосования председательствующий называет количество предложений, ставящихся на голосование, порядок их поступления, уточняет формулировки, напоминает каким большинством голосов (от избранных или присутствующих) депутатов Собрания депутатов может быть принято решение. Предложения ставятся на голосование в порядке их поступления.
6.3. Открытое голосование может быть проведено без подсчета голосов - по явному большинству голосовавших, если ни один из депутатов Собрания депутатов не требует иного, либо с подсчетом голосов, поданных "за". Голоса "против" и "воздержался" не учитываются, но фиксируются в протоколе сессии Собрания депутатов. После окончания подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования, принято решение или решение отклонено.
На открытое голосование может ставиться несколько предложений (рейтинговое голосование), при этом все они голосуются, и принятым считается предложение, набравшее наибольшее число голосов. Если при рейтинговом голосовании останется два предложения, каждое из них голосуется в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
Принятый за основу проект решения Собрания депутатов может ставиться на голосование в целом или вначале по разделам, пунктам, частям, а затем в целом. Каждое предложение или поправка к проектам решений Собрания депутатов ставится на голосование в порядке их поступления. За основу проект решения Собрания депутатов принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов Собрания депутатов.
6.4.​Поименное голосование проводится по требованию не менее одной пятой от установленного числа депутатов Собрания депутатов. Для проведения поименного голосования создается счетная комиссия из числа депутатов Собрания депутатов в количестве трех человек. Поименное голосование проводится путем устного опроса депутатов Собрания депутатов в зале заседаний. При опросе депутат Собрания депутатов, услышав свою фамилию, встает и отвечает "за", "против" или "воздержался" за голосуемый проект решения.
Результаты голосования определяет счетная комиссия, которая фиксирует их в своем протоколе с указанием, каким образом проголосовал каждый депутат Собрания депутатов.
Председатель счетной комиссии оглашает результат поименного голосования, а Собрание депутатов утверждает протокол счетной комиссии большинством голосов от числа присутствующих депутатов Собрания депутатов. В этом случае проект решения Собрания депутатов считается принятым.
6.5. В исключительных случаях проект решения Собрания депутатов может быть принят по инициативе ее председателя в опросном порядке. В этом случае текст проекта решения Собрания депутатов передается депутатам Собрания депутатов для ознакомления по факсу, с нарочными или другим способом. После этого заполняется опросный лист с выражением мнения каждого депутата Собрания депутатов, который прикрепляется к принятому решению Собрания депутатов и после подписания его председателем Собрания депутатов помещается в протокол сессии Собрания депутатов.
6.6.​Тайное голосование проводится при избрании или отзыве главы муниципального района, главы администрации муниципального района.
По требованию более половины депутатов Собрания депутатов, присутствующих на сессии Собрания депутатов, тайное голосование может проводиться и по другим вопросам.
6.7. Для проведения тайного голосования создается счетная комиссия из числа депутатов Собрания депутатов, под контролем которой изготавливаются бюллетени по установленной ею форме и в определенном количестве. Председателем счетной комиссии оглашается порядок проведения голосования.
6.8. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам Собрания депутатов членами счетной комиссии по списку состава Собрания депутатов.
Заполнение бюллетеня проводится в кабине или комнате для тайного голосования путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого голосует депутат Собрания депутатов, а в бюллетене, содержащим проект решения, - путем "за", "против", "воздержался".
6.9.​Недействительными при подсчете голосов депутатов Собрания депутатов считаются бюллетени не установленной формы, бюллетени, в которых при голосовании на одну должность оставлены две и более фамилии; а при голосовании по проекту решения Собрания депутатов бюллетени, в которых зачеркнуты "за", "против" или "воздержался".
Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются. По итогам голосования Собрание депутатов утверждает протокол и принимает решение в установленном порядке.
​6.10. Депутат обязан лично осуществлять своё право на голосование. Голосование за другого депутата не допускается.
​6.11. В исключительных случаях, если депутат по уважительной причине, а именно: вследствие невозможности прибытия на сессию по состоянию здоровья, нахождения в командировке или отпуске, не может присутствовать на сессии, но ознакомлен с повесткой дня и материалами сессии, допускается заочное голосование. При этом количество депутатов, отсутствующих по уважительным причинам, удостоверенным в установленном порядке и допущенных к заочному голосованию по согласованию с председателем Собрания депутатов, а в его отсутствие – с заместителем председателя Собрания депутатов, должно быть не более 15 процентов от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
​Мнение депутата должно быть отражено в телеграмме, заверенной печатью почтового отделения, в телефонограмме, подписанной руководителем представительного органа сельского поселения, или в собственноручном письменном заявлении.
​При заочном голосовании мнение депутата, выраженное в телеграмме, телефонограмме или в письменном заявлении, заносится в протокол сессии Собрания депутатов.
​Полученные телеграмма, телефонограмма или в письменное заявление прилагаются к протоколу сессии Собрания депутатов.
​Указанный порядок относится лишь к открытой форме голосования.

Глава VII. ПОРЯДОК ПОДПИСАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ.
Решения Собрания депутатов вступают в силу в порядке, установленном статьёй 55 Устава муниципального района.
Глава VIII. ДЕПУТАТСКИЕ СЛУШАНИЯ
8.1.​Собрание депутатов по вопросам своего ведения может проводить депутатские слушания. На депутатские слушания выносятся, как правило, вопросы по наиболее важным проблемам социально-экономического развития муниципального района.
Депутатские слушания представляют собой форму работы Собрания депутатов, которая заключается в открытом предварительном обсуждении депутатами Собрания депутатов с участием привлеченных специалистов и других лиц наиболее важных вопросов, относящихся к компетенции Собрания депутатов.
8.2. Информация по теме депутатских слушаний, времени и месте их проведения передается депутатам Собрания депутатов не позднее, чем за неделю до депутатских слушаний. Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, определяет председатель Собрания депутатов или его заместитель.
8.3. Депутатские слушания проводятся по инициативе председателя Собрания депутатов, постоянных комиссий Собрания депутатов, а также по инициативе одной пятой от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
Председательствующим на депутатских слушаниях является председатель Собрания депутатов, а в его отсутствие - заместитель председателя Собрания депутатов.
8.4.​Организация проведения депутатских слушаний возлагается на аппарат Собрания депутатов.
Лицам, включенным в список приглашенных на депутатские слушания, не позднее, чем за десять дней до слушаний, рассылаются официальные уведомления о дате, месте и времени их проведения.
В газете «Панорама» сведения о теме депутатских слушаний, месте и времени их проведения, как правило, публикуются не позднее, чем за семь дней до начала депутатских слушаний.
8.5.​Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения депутатского слушания, составе приглашенных лиц. Затем заслушивается информация по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в депутатских слушаниях депутаты Собрания депутатов и приглашенные лица.
8.6.​Депутатские слушания, как правило, заканчиваются принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации депутатских слушаний принимаются путем их одобрения большинством принявших участие в слушаниях депутатов Собрания депутатов.
Рекомендации депутатских слушаний подписываются председательствующим и публикуются в газете «Панорама».
Рекомендации депутатских слушаний направляются в соответствующие органы местного самоуправления для выработки ими решений по рекомендациям депутатских слушаний в пределах их полномочий, установленных Уставом муниципального района.

Глава IX. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ КОМИССИИ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ, РАБОЧИЕ ГРУППЫ.
9.1.​Постоянные комиссии Собрания депутатов являются постоянно действующими рабочими коллегиальными органами Собрания депутатов и в своей деятельности подотчетны и подконтрольны ей. Депутаты Собрания депутатов имеют право быть членами не более двух постоянных комиссий Собрания депутатов. Полномочия, структура, порядок формирования и организация деятельности постоянных комиссий Собрания депутатов определяется Положением "О постоянных комиссиях Собрания депутатов", утверждаемым Собранием депутатов.
Персональный и количественный состав постоянных комиссий Собрания депутатов утверждается решением Собрания депутатов.
9.2. Председатели постоянных комиссий избираются из состава постоянных комиссий Собрания депутатов большинством голосов от установленного количества членов постоянных комиссий Собрания депутатов и утверждаются Собранием депутатов. Заместитель председателя и секретарь постоянной комиссии Собрания депутатов избираются простым большинством от установленного числа членов постоянной комиссии на заседании постоянной комиссии Собрания депутатов.
9.3. Собрание депутатов может создавать по любым вопросам своей деятельности временные комиссии и рабочие группы.
9.4.​По результатам своей деятельности временная комиссия, рабочая группа предоставляют на сессию Собрания депутатов информацию по существу вопроса, в связи с которым они были созданы. Члены временной комиссии, рабочей группы, имеющие особое мнение, вправе огласить его на сессии Собрания депутатов. Временная комиссия, рабочая группа прекращают свою деятельность по выполнению своих задач.
Глава X. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ.
10.1. Собрание депутатов на территории муниципального района осуществляет контроль за исполнением собственных решений через постоянные, временные комиссии и рабочие группы Собрания депутатов.
Контрольная деятельность Собрания депутатов осуществляется в следующих формах:
* заслушивания отчетов;
* направления депутатских запросов;
* проведение депутатского расследования;
* истребования информации.
10..2. Сроки исполнения и ответственные исполнители решений Собрания депутатов указываются в этих решениях.
Организационные мероприятия за осуществлением контроля по исполнению принятых Собранием депутатов решений осуществляет аппарат Собрания депутатов.
При необходимости продления сроков исполнения решений, принятых Собранием депутатов, исполнители заблаговременно обращаются в Собрание депутатов с мотивированной просьбой об отсрочке исполнения.
10.3. Председатель Собрания депутатов либо его заместитель не реже одного раза в год представляет на сессию Собрания депутатов информацию о работе Собрания депутатов. Текст данной информации рассылается депутатам Собрания депутатов не позднее, чем за неделю до ее рассмотрения на сессии Собрания депутатов.
10.4. Исключён.