Печать

УТВЕРЖДАЮ
Глава Администрации муниципального образования
«Тигильский муниципальный район»

____________ С.И. Бородай

« 20 » мая 2016 года

Заключение
о результатах экспертизы на решение Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 17.11.2006 № 18 «Об утверждении положения «О выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию на межселенной территории муниципального образования «Тигильский муниципальный район»

В соответствии с Положением о правовом отделе, утвержденном постановлением Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – Администрация Тигильского муниципального района) от 27.12.2011 № 828, Положением о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – Тигильский муниципальный район), утвержденный постановлением Администрации Тигильского муниципального района от 17.06.2010 № 136, Порядком проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Тигильского муниципального района, утвержденный Решением Собрания депутатов Тигильского муниципального района от 22.12.2015 № 17, правовым отделом Администрации Тигильского муниципального района проведена экспертиза решения Собрания депутатов Тигильского муниципального района от 17.11.2006 № 18 «Об утверждении положения «О выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию на межселенной территории муниципального образования «Тигильский муниципальный район» и выявлено следующее:

1. Наименование органа Администрации Тигильского муниципального района, к установленной сфере деятельности которого относится предмет правового регулирования муниципального нормативного правового акта.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономической политике Администрации Тигильского муниципального района.
2. Источник официального опубликования.
Информация отсутствует.
3. Основание проведения экспертизы.
Выявление в проекте муниципального нормативного правового акта возможных положений, которые:
- вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- способствуют возникновению необоснованных расходов бюджета Тигильского муниципального района.
4. Общее описание рассматриваемого правового регулирования.
Положение «О выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию на межселенной территории муниципального образования «Тигильский муниципальный район» разработано в соответствии с ст. 51, 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, Уставом муниципального образования «Тигильский муниципальный район».
Представленный нормативный правовой акт регулирует правовые отношения органов местного самоуправления, застройщиков на межселенных территориях муниципального образования «Тигильский муниципальный район», в вопросах на право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также капитальный ремонт.
5. Круг заинтересованных лиц.
Сфера действия нормативного акта распространяется на субъекты инвестиционной деятельности и предпринимательства Тигильского муниципального района.
6. Обоснование вмешательства (оправданность создания затруднений для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, наличие иных факторов).
Данный нормативный правовой акт позволяет повысить уровень эффективности правового регулирования при реализации положения о выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию на межселенной территории муниципального образования «Тигильский муниципальный район», а также усиливает регулирующее воздействие норм материального права.
7. Информация о наличии/отсутствии иных способов правового регулирования (отличных от реализованного в рамках муниципального нормативного правового акта, характеризующихся при прочих равных меньшими негативными последствиями с точки зрения создания избыточных административных барьеров).
Иные способы правового регулирования в отношении данного нормативного правового акта не применялись.
8. Информация о проведении публичных консультаций (участники, позиции сторон).
В ходе проведения экспертизы нормативного акта в период с 19.04.2016 по 19.05.2016 гг. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Администрации Тигильского муниципального района, а также в сети интернет по адресу regulation.gov.ru. Участники данного мероприятия проявили сдержанную позицию в отношении данного нормативного правового акта. Предложения и замечания со стороны представителей инвестиционной и предпринимательской деятельности не были представлены.
9. Оценка правового регулирования и предлагаемые альтернативы.
В соответствии с законодательством Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой допуск уполномоченным органом власти (самоуправления) к работам по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, который выдается только после надлежащей проверки проектной документации.
В правилах статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодатель определил особенности правового механизма выдачи разрешения на строительство, которые включают:
- определение в правилах ч. 1-3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации назначения и условий выдачи разрешения на строительство;
- обозначение в нормах ч. 4-6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченных субъектов выдачи разрешения на строительство;
- регламентацию требованиями ч. 7-10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации двух исчерпывающих перечней документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, а также порядка получения уполномоченным органом документов из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- установление в нормах ч. 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации правил выдачи разрешения на строительство (отказа в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа);
- определение в ч. 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации видов разрешения на строительство в зависимости от этапов строительства (реконструкции);
- обозначение в нормах ч. 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований отказа в выдаче разрешения на строительство;
- регламентация требованиями ч. 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации права судебного оспаривания застройщиком отказа в выдаче разрешения на строительство;
- установление в нормах ч. 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанности субъекта выдачи разрешения на строительство направить копию выданного разрешения соответствующему органу строительного надзора;
- определение в ч. 16 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядка установления формы разрешения на строительство;
- обозначение в нормах ч. 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации расширенного перечня 6 случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется (конкретизация регулирования процедуры капитального ремонта, в частности освобождение от получения разрешения на строительство для проведения капитального ремонта (см. п. 4.1. ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) было внесено нормами Федерального закона от 18.07.2011 г. № 243-ФЗ);
- регламентация требованиями ч. 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанностей застройщика в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство безвозмездно передать субъекту выдачи разрешения на строительство установленных сведений для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;
- установление в нормах ч. 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации трех видов срока действия разрешения на строительство (согласно проектной документации, в соответствии с этапами работ, на 10 лет для индивидуального жилищного строительства);
- определение в ч. 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядка продления (отказа в продлении) срока действия разрешения на строительство;
- обозначение в нормах ч. 21 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила о сохранении срока действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства;
- установление в ч. 21.1-21.4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации исчерпывающего перечня 4 условий, максимального срока и порядка прекращения действия разрешения на строительство согласно решению уполномоченного органа;
- определение нормами ч. 21.5-21.13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации общего порядка переоформления и использования разрешения на строительство в случае изменения сведений об объекте недвижимости или заявителе;
- обозначение в ч. 21.14-21.16 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры принятия уполномоченным органом решения о внесении изменений в разрешение на строительство (или об отказе в принятии такого решения);
- установление в нормах ч. 23 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации правил выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну.
Следует подчеркнуть, что правилами ст. 27 Федерального закона от 19 .07 2011 г. № 246-ФЗ введен п. 4 в содержание ст. 4 Федерального закона от 29.12 2004 г. № 191-ФЗ, которым установлен упрощенный порядок подготовки документации и выдачи разрешения на строительство, а также разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, действующий до 31.12.2011 года и включающий в себя:
- возможность подготовки градостроительных планов земельных участков применительно к предназначенным для строительства, реконструкции линейных объектов земельным участкам (в виде исключения из общего правила ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- отказ от разработки и предоставления проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории при направлении в орган, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, градостроительного план земельного участка;
- отказ от применения п. 2 ч. 11 вышеуказанной статьи (об общих правилах проверки соответствия готового объекта его проектной документации);
- неприменение п. 2 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (об основании для отказа в выдаче разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию из-за несоответствия проектам планировки и межевания территории);
- возможность проверки соответствия проектной документации линейного объекта и готового объекта лишь в пределах требований градостроительного плана земельного участка.
Согласно положениям ФЗ от 23.06. 2014 г. № 171-ФЗ с 1 марта 2015 года ст. 51 Кодекса дополняется ч. 3.1, которая определяет новые условия выдачи строительного разрешения, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории.
В этом случае выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства - многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории. То есть, с 1 марта 2015 года начало строительства в этом случае невозможно без образования соответствующих земельных участков, которое регламентировано в ст. 11.1-11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. Следует обратить внимание на положения ч. 7 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является непредоставление застройщиком сведений для формирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с положениями ч. 18 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В данной связи заметим, что документы, перечисленные в ч. 7, 7.1, 7.2, 9, 9.1, 9.2, 10, п. 1 ч. 11 статьи 55 являются сведениями базовых государственных информационных ресурсов, использующихся при предоставлении государственных или муниципальных услуг (исполнении государственных или муниципальных функций) в составе единой системы межведомственного электронного взаимодействия, поэтому представление их заявителем в уполномоченный орган в ходе процедуры выдачи разрешения на строительство после 1 июля 2012 года обязательно лишь в том случае, если ранее они не были зарегистрированы в соответствующих информационных ресурсах, реестрах или Государственном кадастре недвижимости (подробнее см. ст. 74 Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ, постановление Правительства РФ от 8.09.2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», постановление Правительства РФ от 14 .09. 2012 № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах»(вместе с «Требованиями к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов», «Правилами формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов»)).
Также следует добавить, что согласно положениям ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство представляет собой основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде. При этом разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 418-ФЗ ч. 7 ст. 51 Кодекса дополнена п. 1.1 и п. 6.1., которые увеличивают перечень документов, прилагаемых к заявлению застройщика о выдаче разрешения на строительство в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства на две категории документов:
- соглашение о передаче в случаях, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации, государственным органом, ГК «Росатом», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, с правоустанавливающими документами на земельный участок правообладателя, с которым заключено такое соглашение;
- соглашение о проведении реконструкции, государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся государственным органом, ГК «Росатом», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества. Указанное соглашение должно определять условия и порядок возмещения ущерба, причиненного обозначенному объекту при осуществлении реконструкции.
То есть, правовая конструкция разрешения на строительство в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства дополнена в Градостроительном кодексе Российской Федерации элементом бюджетной сферы, в частности, нормами бюджетного инвестирования в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, а также средством возмещения ущерба, причиненного объекту бюджетных учреждений при осуществлении реконструкции.
Правилами статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодатель определил основы правового института разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которые включают в себя:
- два назначения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (удостоверение полного объема работ и соответствие результата работ пяти видам документов (2 видам для обычных объектов - разрешению на строительство и градостроительному плану земельного участка, 3 видам проектов для линейного объекта - проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации);
- определение первичных действий для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (обращение в орган, выдавший разрешение на строительство);
- установление расширенного перечня девяти видов документов, которые необходимы для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- обозначение особых требований к документам, необходимым для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в части обеспечения требований энергетической эффективности объекта капитального строительства с учетом его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов и класса энергетической эффективности многоквартирного дома;
- порядок использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия органом государственного строительного надзора для получения необходимых документов при оформлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 3.2 и 3.3 настоящей статьи введены нормами Федерального закона от 1.07.2011 № 169-ФЗ);
- полномочия Правительства РФ дополнительно устанавливать иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет;
- запрет на требование других документов, кроме обозначенных в настоящей статье, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- установление общих правил процедуры принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- определение исчерпывающего перечня 4 оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также запрета на такой отказ при несвоевременном получении необходимых документов;
- установление предварительного условия выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию о формировании застройщиком информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с положениями ч. 18 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- право застройщика на оспаривание отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- запрет на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта), если застройщиком не передана безвозмездно определенным органам копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;
- обозначение юридического статуса разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в части государственной регистрации построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства;
- обязательные требования к составу документов, прилагаемых к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию для осуществления его государственного кадастрового учета;
- определение формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено законодателем, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию составляется в целях удостоверения выполнения полного объема работ согласно разрешению на строительство (ст. 51 Кодекса), а также соответствия результата выполненных работ разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка (ст. 44 и 51 Кодекса), проектам планировки территории, межевания территории и проектной документации (ст.ст. 42, 43 и 48 Кодекса). Таким образом законодателем закрепляется стабильность и преемственность этапов процессов проектирования, строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов капитального строительства.
Следует отметить, что в процессе банкротства застройщика наличие разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, строительство которого завершено, обозначено в ч. 3 ст. 201.11 Федерального закона от 26 10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» первым условием передачи участникам строительства жилых помещений с целью реализации требований о передаче на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств и (или) иного имущества участника строительства не был введен в эксплуатацию.
Нормы ч. 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют первичные действия застройщика для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (обращение в определенный компетентный орган с соответствующим заявлением).
Согласно ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ до 1.03.2015 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В правилах ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодатель установил расширенный перечень девяти видов документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Следует отметить, что:
- при предоставлении в соответствии с п. 9 настоящей части заключения органа государственного строительного надзора, заключения государственного экологического контроля в случаях, согласно норм ч. 5 настоящей статьи осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится;
- предоставление документов, обозначенных в п. 6 и 9 части 5 осуществляется с учетом норм ч. 3.1. настоящей статьи об исполнении требований повышения энергетической эффективности и энергосбережения;
- включить иные документы в («расширить») комментируемый перечень в порядке ч. 4 настоящей статьи может орган государственной власти по уровню не ниже Правительства РФ;
- в соответствии с нормами ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 № 226-ФЗ с 1 января 2012 г. ч. 3 статьи 55 дополнена п. 10 положениями которого регламентировано, что документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; при этом ст. 5 ФЗ от 27.07. 2010 № 226-ФЗ с 1 апреля 2012 года вводится административная ответственность в порядке ст. 9.19. КоАП РФ за эксплуатацию опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей).
Часть 3.1. ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации включает обозначение особых требований к документам, прилагаемым к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в части обеспечения требований энергетической эффективности объекта капитального строительства с учетом его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов и класса энергетической эффективности многоквартирного дома (о применяемых в сфере градостроительной деятельности технических регламентах, а также учете требований повышения энергетической эффективности и энергосбережения см. комментарии к п. 7 ст. 2 Кодекса.
Таким образом, законодатель обязал застройщика включать в документы, указанные в п. 6 и 9 ч. 3 настоящей статьи сведения 4 видов:
- информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства;
- фактические значения таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний;
- иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома (при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте такого объекта).
Класс энергетической эффективности - это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность (см. ст. 2 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
В постановлении Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 «О видах и характеристике товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара» обозначены общие принципы правил определения класса энергетической эффективности товара. В развитие указанного постановления Правительства РФ приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 29.04.2010 № 357 утверждены Правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности (далее правила), которые предусматривают порядок определения класса энергетической эффективности для приборов бытовой техники, работающих на электрической энергии и лифтов, предназначенных для перевозки людей. Определение требований энергетической эффективности зданий, строений сооружений относится к полномочиям Минэкономразвития России. Требования по энергетической эффективности для товаров, используемых при создания инженерно-технических систем ресурсоснабжения зданий, строений, сооружений установлены приказом Министерства экономического развития РФ от 04.06.2010 № 229 «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений».
Определение класса энергетической эффективности обязательно в отношении следующих видов многоквартирных домов:
- вновь построенного;
- реконструированного;
- прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию.
При этом следует акцентировать внимание на исключениях из общих правил - требования энергетической эффективности обязательно применяются в отношении зданий, строений, сооружений, за исключением категорий зданий, строений, сооружений, регламентированных ч. 5 ст. 11 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ (расширенный перечень из 7 типов объектов). А перечень зданий, строений, сооружений, в отношении которых вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта не применяются требования энергетической эффективности, обозначен в положениях ст. 48 ФЗ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» установлены требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, которые обязательны для исполнения при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа. Приказом Министерства регионального развития РФ от 8.04.2011 № 161 утверждены Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, согласно, а также Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома. В соответствии с этими Правилами класс энергетической эффективности определяется после сопоставления полученной величины отклонения с таблицей класса энергетической эффективности многоквартирных домов с учетом заключения государственной экспертизы проектной документации и обусловлен результатами:
- оценки архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, реализованных в здании (устанавливается на основании проектной документации, а также посредством натурного обследования);
- установления показателей, характеризующих годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов, в том числе с использованием инструментальных или расчетных методов;
- величины отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода энергетических ресурсов от нормируемого уровня, устанавливаемого требованиями энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
При исполнении требований энергосбережения следует обратить внимание на действующий в порядке п. 3 ст. 37 ФЗ от 23.11. 2009 № 261-ФЗ администиративно-правовой механизм обеспечения их действия. Так положениями ч. 3 ст. 9.16. Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил энергосбережения, состоящее в несоблюдении при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (влечет наложение административного штрафа от двадцати тысяч до шестисот тысяч рублей).
Документы, обозначенные в ч. 3, 3.1. и 3.2. ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются сведениями базовых государственных информационных ресурсов, использующихся при предоставлении государственных или муниципальных услуг (исполнении государственных или муниципальных функций) в составе единой системы межведомственного электронного взаимодействия, поэтому представление их заявителем в орган государственного строительного надзора согласно правил ч. 3.1 и 6.1. ст. 55 после 1 июля 2012 года не обязательно, так как последний может согласно ч. 3.2. настоящей статьи в электронном виде получить необходимые документы у органа, выдавшего разрешение на строительство (подробнее об электронном взаимодействии органов власти и самоуправления см. ст. 74 Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ, распоряжение Правительства от 15.04.2011 № 654-р, постановление Правительства РФ от 08.09. 2010 № 697).
Нормы ч. 4 и ч. 4.1. статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют статус расширенного перечня документов, необходимых для решения вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, дополнить который может орган государственной власти по уровню не ниже Правительства РФ. То есть, требование иных документов при получении разрешения на эксплуатацию неправомерно и подлежит отмене.
В данной связи постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 № 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» установлено, что для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме прочего, нужен технический план, требования к составлению которого установлены в Федеральным Законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 55 обозначены общие правила процедуры принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, согласно которым:
1) уполномоченный орган (организация), выдавшие разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить:
- проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в ч. 3 ст. 55;
- осмотр объекта капитального строительства;
- выдачу заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или направление заявителю отказа в выдаче такого разрешения с указанием его причин;
2) при осмотре построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта:
- требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории;
- требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства;
3) осмотр объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 48 ФЗ «Об энергосбережении» положения не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении», и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией.
Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил определение общего перечня четырех оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который дополняется условием обязательного предоставления застройщиком сведений для пополнения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (см. ч. 7 и 9 настоящей статьи).
Отметим, что правилами ст. 27 Федерального закона от 19.07.2011№ 246-ФЗ введен п. 4 в содержание ст. 4 Федерального закона от 29 .12.2004 № 191-ФЗ, которым установлен упрощенный порядок подготовки документации и выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, действующий до 31.12.2011 года и включающий в себя неприменение п. 2 части 6 ст. 55 (об основании для отказа в выдаче разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию из-за несоответствия проектам планировки и межевания территории).
Нормы ч. 7 ст. 55 определяют установление предварительного условия выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое заключается в обязательном предоставлении застройщиком установленных сведений для формирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с положениями ч. 18 ст. 51 и ст. 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В правилах ч. 8 ст. 55 законодатель установил право застройщика оспаривать отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Часть 9 включает запрет на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта), если застройщиком не передана безвозмездно определенным органам копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с положениями ст. 57.
В правилах ч. 10 ст. 55 обозначен юридический статус разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в части государственной регистрации построенного объекта капитального строительства и внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Таким образом, наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является условием государственного учета построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства, иными словами говоря, условием вовлечения такого объекта в сферу товарного оборота совершения сделок. При этом положение реализует общие правила регистрации вещных прав на недвижимость (см. ст. 131 ГК РФ) и положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Положениями ч. 11 ст. 55 законодатель обозначил обязательные требования к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию в части наличия сведений об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. При этом состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с требованиями ст. 7-12 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗЗ «О государственном кадастре недвижимости» к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана, а именно:
- сведения 6 видов об уникальных характеристиках объекта недвижимости (вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости и др.);
- дополнительные сведения 24 видов об объекте недвижимости (кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости; кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната; адрес объекта недвижимости и др.);
- сведения 6 категорий о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов (описание местоположения границ между субъектами РФ, реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами РФ и др.);
- сведения 5 видов о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий (индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон, описание местоположения границ таких зон и др.);
- сведения 4 категорий о кадастровом делении территории РФ (номера единиц кадастрового деления, наименования кадастровых округов, кадастровых районов и др.);
- сведения 7 категорий о картографической и геодезической основе кадастра (масштаб картографической основы кадастра, система координат картографической основы кадастра и др.).
Вместе с этим Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ введена ч. 11.1., согласно которой после окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.
Нормы ст. 12 ст. 55 определяют форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которая устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.04.2005 № 40 форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливает Министерство регионального развития РФ. Следует отметить, что действующая форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Часть 13 ст. 55 Кодекса введена Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ и обозначила обязанность органа, выдавшего разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, сообщить о такой выдаче:
- в Ростехнадзор, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в п. 5.1 ст. 6 Кодекса;
- в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.
Указанная обязанность, безусловно, обеспечивает полный учет органами стройнадзора всех объектов своей надзорной деятельности.
По состоянию на 17.05.2016 г. положения рассматриваемого нормативного правового акта не соответствуют вышеуказанным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации в полном объеме.
10. Вывод о наличии в муниципальном нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Таким образом, рассмотрение вышеуказанных положений, показало, что выявленные противоречия с законодательством Российской Федерации оказывают негативное воздействие на гражданские правоотношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.
11. Рекомендации по результатам проведенной экспертизы.
Принимая во внимание вышеуказанное, правовой отдел Администрации Тигильского муниципального района предлагает разработчику нормативного правового акта привести положения решения Собрания депутатов Тигильского муниципального района от 17.11.2006 № 18 «Об утверждении положения «О выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию на межселенной территории муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в соответствие с положениями ст.ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Начальник правового отдела В.А. Новосёлов