УТВЕРЖДАЮ
Глава Администрации муниципального образования
«Тигильский муниципальный район»

____________ С.И. Бородай

«23» марта 2016 года

Заключение
о результатах экспертизы на Решение Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 27.04.2009 № 25 «О внесении изменений в положение «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в муниципальном образовании «Тигильский муниципальный район»

В соответствии с Положением о правовом отделе, утвержденном постановлением Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – Администрация Тигильского муниципального района) от 27.12.2011 № 828, Положением о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – Тигильский муниципальный район), утвержденным постановлением Администрации Тигильского муниципального района от 17.06.2010 № 136, Порядком проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Тигильского муниципального района, утвержденным Решением Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 22.12.2015 № 17, правовым отделом Администрации Тигильского муниципального района проведена экспертиза Решения Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 27.04.2009 № 25 «О внесении изменений в положение «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в муниципальном образовании «Тигильский муниципальный район» и сообщаем следующее:

1. Наименование органа Администрации Тигильского муниципального района, к установленной сфере деятельности которого относится предмет правового регулирования муниципального нормативного правового акта.
Аппарат администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район».

2. Источник официального опубликования.
Общественно-политическая газета «Панорама» № 21 от 23.05.2009 г.

3. Основание проведения экспертизы.
Выявление в проекте муниципального нормативного правового акта возможных положений, которые:
- вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- способствуют возникновению необоснованных расходов бюджета Тигильского муниципального района.

4. Общее описание рассматриваемого правового регулирования.
В соответствии со ст. 346.26, гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативный правовой акт регулирует правоотношения в виде установления на территории Тигильского муниципального района единого налога на вмененный доход (далее –ЕНВД) для отдельных видов деятельности.
Основным отличием ЕНВД от прочих специальных налоговых режимов является то, что хозяйствующие субъекты переводятся на него «автоматически» - при введении налогового режима на территории соответствующего субъекта РФ. Налогоплательщик не имеет права отказаться от использования специального налогового режима или перейти на него, если ЕНВД на территории субъекта РФ не введен.
В связи с изменениями в налоговое законодательство Российской Федерации, Решением Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» вносятся изменения в части 2,3 статей 1,4 Решения от 21.11.2005 № 8 (с изменениями от 16.11.2007 № 12).

5. Круг заинтересованных лиц.
Сфера действия нормативного акта распространяется на субъекты инвестиционной деятельности и предпринимательства Тигильского муниципального района.

6. Обоснование вмешательства (оправданность создания затруднений для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, наличие иных факторов).
Данный нормативный правовой акт позволяет повысить уровень эффективности правового регулирования при установлении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Тигильском муниципальном районе, а также усиливает регулирующее воздействие норм материального права.

7. Информация о наличии/отсутствии иных способов правового регулирования (отличных от реализованного в рамках муниципального нормативного правового акта, характеризующихся при прочих равных меньшими негативными последствиями с точки зрения создания избыточных административных барьеров).
Иные способы правового регулирования в отношении данного нормативного правового акта не применялись.

8. Информация о проведении публичных консультаций (участники, позиции сторон).
В ходе проведения экспертизы нормативного акта в период с 03.02.2016 по 03.03.2016 гг. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Администрации Тигильского муниципального района. Участники данного мероприятия проявили сдержанную позицию в отношении данного нормативного правового акта. Предложения и замечания со стороны представителей инвестиционной и предпринимательской деятельности не были представлены.

9. Оценка правового регулирования и предлагаемые альтернативы.
Руководствуясь ст. 346.29 НК РФ, гл.26.3, разд. VIII.1, правовой отдел Администрации Тигильского муниципального района выявил следующее:
Изменениями 2015 года, внесенными в ст. 346.31 НК РФ, органам местного самоуправления, предоставлено право устанавливать (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов) ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
Уплата организациями единого налога предусматривает освобождение их от обязанности по уплате:
- налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении ограниченного перечня видов предпринимательской деятельности:
- оказание бытовых услуг;
- оказание ветеринарных услуг;
- оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
- оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
- оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров;
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, через объекты стационарной торговой сети, а также нестационарной торговой сети, не имеющие торговых залов;
- развозная и разносная розничная торговля;
- оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания;
- распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, а также:
- посредством электронных табло;
- размещение рекламы на транспортных средствах;
- оказание услуг по временному размещению и проживанию;
- оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей;
- оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
Единый налог не применяется:
- в случае осуществления таких видов деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
- в случае осуществления таких видов деятельности налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших;
- в случае установления в муниципальном образовании в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса торгового сбора в отношении таких видов деятельности.
Не могут быть переведены на уплату ЕНВД:
- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также (с 2010 г.) хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
- учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями;
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест - в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.
Для исчисления единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2:
К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и публикуется официально в порядке, установленном Правительством РФ;
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности соответствующих факторов. При этом в целях учета фактического периода осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.
С 2015 г. (не ранее 1 октября) органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов) ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы РФ по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога.
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Нормы главы 26.3 НК РФ не обязывают организации, применяющие ЕНВД, вести учет доходов и расходов при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 6 ст. 346.26 НК РФ при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
Учет расчетных и кассовых операций ведется на общих основаниях - в соответствии с требованиями п. 5 ст. 346.26 НК РФ.
Кроме вышеизложенных изменений, внесенных в налоговое законодательство в отношении налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, следует отметить, что Решение Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 21.11.2005 № 8 «О введении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в муниципальном образовании «Тигильский муниципальный район» (далее – Решение) содержит следующие негативные факторы:
1. В соответствии с пунктом «г» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», часть 3 абзац 5, часть 4 настоящего Решения содержат тексты коррупционной направленности.
«Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации»», «4.Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации» - в данных предложениях коррупциогенный фактор проявляется в подзаконной регламентации вопросов, значимость которых обусловливает необходимость их разрешения на уровне закона. Необходимо, чтобы границы такого нормотворчества и его существенные условия регламентировались законом. В противном случае менее прозрачный порядок подзаконного нормотворчества может способствовать коррупционным проявлениям.
2. В соответствии с пунктом «ж» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в абзаце 2 пункта 4 статьи 2 настоящего Решения отсутствует порядок совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. Коррупциогенность повышается так как отсутствует четкий порядок совершения отдельных действий и административных процедур в абзаце 2 пункта 4 статьи 2 настоящего Решения: «Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».
Также следует отметить, что данное Решение полностью не соответствует положениям ст. 346.29 , гл.26.3, разд. VIII.1 НК РФ.

10. Вывод о наличии в муниципальном нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Таким образом, рассмотрение вышеуказанных положений, показало, что выявленные противоречия с законодательством Российской Федерации оказывают негативное воздействие на гражданские правоотношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.

11. Рекомендации по результатам проведенной экспертизы.
Принимая во внимание вышеуказанное, правовой отдел предлагает Решение Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 27.04.2009 № 25 «О внесении изменений в положение «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в муниципальном образовании «Тигильский муниципальный район» и Решение Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 21.11.2005 № 8 «О введении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в муниципальном образовании «Тигильский муниципальный район» признать утратившими силу и разработать новый нормативный правовой акт в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации.

Начальник правового отдела В.А. Новоселов