Приложение к постановлению Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» 26.12. 2013 № 505 (с изменениями 29.12.2014 № 415, от 30.12.2015 № 339, от 28.12.2016 № 325, от 28.12.2017 № 381, 17.04.2018 № 84, от 27.12.2018 № 363, от 06.06.2019)

Муниципальная Программа
«Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе»

с. Тигиль
2013 год

Паспорт муниципальной программы
«Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе»

Наименование программы Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе
Основание для разработки программы Распоряжение администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 01.10.2013 года № 177
Разработчик-исполнитель программы Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»
Соисполнитель программы

Управление образования администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»

Подпрограммы, входящие в муниципальную программу Отсутствуют
Цель программы Создание в Тигильском муниципальном районе условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом
Задачи программы

- повышение интереса населения Тигильского муниципального района к занятиям физической культурой и спортом;

- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях; 

- обеспечение возможности занятий физической культурой и спортом, укрепление материально-технической базы массового и детско-юношеского спорта; 

- содействие созданию и развитию туристской инфраструктуры в Тигильском муниципальном районе

Целевые индикаторы и показатели программы Основные целевые индикаторы и показатели программы   представлены в приложении 4 к программе
Основные мероприятия программы

- массовый спорт;

- развитие туризма;

- капитальный ремонт, строительство, реконструкция объектов спортивной инфраструктуры

Этапы реализации программы Программа реализуется в один этап сроком с 2014 по 2021 год
Объемы и источники финансирования программы 

Общий объем финансирования программы составляет 35 538,55176 тыс. рублей, в том числе по годам:

- 2014 год -   1 653,09440 тыс. рублей;

- 2015 год -   1 623,95412 тыс. рублей; 

- 2016 год - 22 821,06609 тыс. рублей;

- 2017 год -      901,20500 тыс. рублей; 

- 2018 год -   1 822,58000 тыс. рублей;

- 2019 год -   5 853,55215 тыс. рублей;

- 2020 год -      431,55000 тыс. рублей;

- 2021 год -      431,55000 тыс. рублей.

        На реализацию основных мероприятий подпрограммы  по годам исполнения потребуется:

за счет средств федерального бюджета:

- 2019 год -   3 000,00000 тыс. рублей;

- 2020 год -          0,00000 тыс. рублей;

- 2021 год -           0,00000 тыс. рублей;

за счет средств краевого бюджета:

- 2014 год -       396,09441 тыс. рублей;

- 2015 год -       580,60020 тыс. рублей; 

- 2016 год -  19 915,40000 тыс. рублей; 

- 2017 год -         50,00000 тыс. рублей; 

- 2018 год -       461,58000 тыс. рублей; 

- 2019 год -    1 514,35303 тыс. рублей;

- 2020 год -       411,00000 тыс. рублей;

- 2021 год -       411,00000 тыс. рублей;

за счет средств районного бюджета:

- 2014 год -   1 256,99999 тыс.  рублей;

- 2015 год -    1 043,35392 тыс. рублей; 

- 2016 год -    2 905,66609 тыс. рублей;

- 2017 год -       851,20500 тыс. рублей; 

- 2018 год -    1 361,00000 тыс. рублей;

- 2019 год -     1339,19912 тыс. рублей;

- 2020 год -      20,550000 тыс. рублей;

- 2021 год -      20,550000 тыс. рублей

Прогноз ожидаемых результатов реализации программы

Реализация программы позволит обеспечить:

- увеличение процента населения, приступившего к занятиям физической культурой и спортом;

- увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;

- увеличение количества проводимых районных  спортивных и физкультурных мероприятий и сельских спортивных и физкультурных мероприятий; 

- увеличение обеспеченности спортивными сооружениями населения Тигильского муниципального района; 

- увеличение доли детей, подростков и молодежи, посещающих секции по видам спорта в учебных заведениях в общем количестве учащихся;

- увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта в учреждениях культуры; 

          - создание инфраструктуры туристско-рекреационного кластера Тигильского муниципального района

Раздел 1. Анализ проблемной сферы

Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе» (далее – Программа) разработана во исполнение распоряжения администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 01.10.2013 № 177. Программа разработана с учетом положений Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П.
Основные задачи в области физической культуры и спорта: создание в муниципальных образованиях, входящих в состав Тигильского муниципального района, условий для проведения занятий физической культурой и спортом всех категорий населения в последние годы решались в ходе реализации районной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе на 2011-2014 годы», утвержденной постановлением главы администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 11.12.2009 № 55.
Важным фактором приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развития детско-юношеского спорта в Тигильском муниципальном районе является проведение спортивных и физкультурных мероприятий.
Хорошим стимулом для привлечения к занятиям физической культурой и спортом широких слоев населения служит проведение в селах района муниципальных этапов Всероссийских массовых соревнований «Лыжня России», «Кросс наций», краевых соревнований «Камчатка в движении».
В целях пропаганды здорового образа жизни и популяризации игровых видов спорта ежегодно, начиная с 2010 года, в районном центре с. Тигиль проводится районная межпоселенческая спартакиада по игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, футзал, хоккей и настольный теннис) с участием сборных команд сельских поселений Седанка, Воямполка, Хайрюзово, Ковран, Тигиль, а также городского округа Палана.
С 2011 года при поддержке отдела культуры, молодежной политики и спорта любители лыжного спорта с. Тигиль совершают лыжный переход по маршруту Седанка - Тигиль, преодолевая расстояние в 28 километров. И если в 2011 году в переходе приняло участие 9 человек, то в 2012 - 11, в 2013 - 21.
В 2012 году инициативу тигильчан поддержали и жители села Ковран.
Помимо перечисленных спортивных мероприятий в Тигильском муниципальном районе проводятся регулярные соревнования на уровне муниципалитетов по волейболу, баскетболу, футзалу. Активная пропаганда, зрелищные спортивные соревнования являются хорошим средством приобщения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, поэтому целесообразно более эффективно проводить информационно-пропагандистскую, просветительно-образовательную кампанию, яркие спортивные и физкультурные мероприятия.
Ежегодно в апреле все муниципальные образования Тигильского муниципального района принимают участие в проведении акции «Спорт против наркотиков» в рамках антинаркотической декады «XXI век без наркотиков», а в мае и ноябре - в акции «Я за здоровый образ жизни» к Всемирному дню без табака и Международному дню отказа от курения.
Соревнования по футзалу, волейболу и другим видам спорта среди трудовых коллективов, учащихся и других категорий населения проводятся нерегулярно. Недостаток спортивного снаряжения в образовательных учреждениях и отсутствие его в спортклубах по месту жительства, домах культуры отрицательно сказываются на возможности полноценно заниматься любыми видами спорта, в том числе зимними.
В рамках реализации Программы приобретался спортинвентарь и спортоборудование для работы спортивных секций в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства. Так в 2013 году приобретено 56 комплектов лыжного инвентаря (лыжи, палки, крепления, ботинки), 10 комплектов спортинвентаря и спортивной одежды для игры в хоккей. В бюджетах сельских поселений на приобретение спортинвентаря израсходовано в 2013 году 537,4 тыс. руб. Средств на приобретение необходимого спортоборудования и спортинвентаря в бюджете района недостаточно.
Необходимость развития физической культуры и спорта рассматривается как с позиций улучшения качества жизни, повышения эффективности использования средств физической культуры и спорта, формирования и воспитания личности, укрепления здоровья граждан, так и для профилактики ряда негативных социальных явлений (пьянства, курения, наркомании, преступности), особенно среди детей и подростков.
Важнейшим компонентом развития массовых форм физкультурно-спортивной деятельности является пропаганда здорового образа жизни, ценностей физической культуры и спорта, особенно в отношении детей, подростков и молодежи.
В 2012 году администрацией Тигильского муниципального района совместно с Паланской ДЮСШ была начата организационная работа по открытию секций ДЮСШ (горнолыжная, лыжные гонки, национальные виды спорта) в с. Тигиль. В связи с этим в течение 2012-2013 годов проводились работы по обустройству новой горнолыжной трассы в с. Тигиль (район реки Сарайной): произведен отвод земель, земельный участок поставлен на кадастровый учет, при помощи ФГУП «Камчатгеология» расчищен участок, отведенный под трассу, проведены работы по планировке, выравниванию трассы, установлены опоры для освещения трассы. В течение года работы по благоустройству проводились и на лыжной трассе. Все перечисленные работы проводились за счет средств Программы.
В настоящее время в Тигильском районе специальных спортивных сооружений, таких как Дворцы спорта, стадионы, легкоатлетические манежи, плавательные бассейны не имеется.
Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди молодежи и взрослого населения используются 4 школьных спортивных зала, спортзал МБУК «Тигильский центр досуга», который требует капитального ремонта. В 2012 году за счет средств Программы была изготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию этого спортивного зала на сумму 12979,35 тыс. руб., в 2014 году проведена экспертиза ПСД, получено положительное заключение. В краевом бюджете на 2015 год на реконструкцию спортзала заложены 12 329,350 тысяч рублей, в бюджете Тигильского муниципального района на 2015 год предусмотрены средства на софинансирование мероприятий в сумме 650,000 тысяч рублей.
На сегодняшний день в Тигильском муниципальном районе функционирует 16 спортивных сооружений с единовременной пропускной способностью - 301 человек. Имеющаяся инфраструктура для занятий ледовыми видами спорта, футзалом и волейболом не позволяет полноценно развивать эти массовые виды спорта. Количество открытых хоккейных и футбольных площадок в муниципальных образованиях не соответствует социальным нормам. Всего в Тигильском районе по состоянию на 01.01.2014 года функционирует 8 спортивных плоскостных сооружений, состояние большинства из которых оставляет желать лучшего: у хоккейных площадок отсутствуют борта или требуется их ремонт, футбольные поля нуждаются в досыпке и посадке травы, либо в установке искусственного покрытия, спортивные залы либо не укомплектованы в должном объеме, либо нуждаются в капитальном ремонте. В 2013 году за счет дополнительных средств краевого бюджета построена хоккейная площадка в с. Ковран. Следует отметить, что принимаемые меры не позволяют удовлетворить в полном объеме потребность населения в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Организация спортивно-оздоровительной работы среди молодёжи и взрослого населения Тигильского муниципального района проводится лишь добровольными помощниками на общественных началах, чаще всего это учителя физкультуры школ района. Часть полномочий по организации и проведению спортивных соревнований возложена на работников учреждений культуры, среди которых до 2012 года имелась лишь 1 ставка физкультурного работника в Тигильском ТДЦ. В 2012 году в штат Ковранского СДК введена дополнительно ставка методиста по спортивной работе. Необходимо, чтобы в каждом учреждении культуры был специалист по спортивной работе.
Значительно лучше обстоит дело с физкультурными кадрами в образовательных учреждениях. Физкультурно-оздоровительную и спортивно-педагогическую работу проводят 8 специалистов, из которых 2 имеют высшее профессиональное образование, 5 среднее профессиональное образование, в том числе по физической культуре и спорту - 4. Потребность в кадрах отсутствует.
В спортивных кружках и секциях, созданных при учреждениях культуры района, более 150 детей занимаются футболом, хоккеем, баскетболом и волейболом в составе дворовых команд. Занятия проходят в спортивных залах, на спортивных площадках и футбольных полях сельских поселений на бесплатной основе. В последние годы возрождается интерес детей, подростков и молодежи к таким видам спорта, как хоккей и мини-футбол.
В 2011 году в спортивных секциях общеобразовательных школ Тигильского муниципального района занималось 270 детей и подростков. В 2012 году количество занимающихся уменьшилось с 270 до 65 в связи с отсутствием в общеобразовательных учреждениях лицензий на реализацию дополнительных образовательных программ.
Важным аспектом работы по привлечению детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом должно быть создание условий, при которых в каждом образовательном учреждении учащиеся смогли бы заниматься избранным видом спорта во внеурочное время, что, в конечном счете, окажет существенное профилактическое воздействие, уменьшит негативное влияние «улицы».
Всего в Тигильском районе физкультурно-оздоровительная и спортивная работа ведется в 25 организациях, систематически физической культурой и спортом занимаются 713 человек. В целом, процент населения в Тигильском муниципальном районе, систематически занимающегося физической культурой и спортом, остается низким и составляет 17,5%.
Туризм в Тигильском муниципальном районе в настоящее время не развит. Лишь незначительное количество охотничьих хозяйств, родовых общин на территории Тигильского муниципального района занимаются организацией спортивно - любительской охоты и спортивной рыбалки для туристов из различных регионов России и зарубежных стран.
Развитие туристической отрасли в Тигильском муниципальном районе затруднено в связи с удаленностью районного центра с. Тигиль от г. Петропавловска-Камчатского, отсутствием транспортного сообщения между селами района, а также отсутствием соответствующей инфраструктуры, отвечающей современным требованиям. На территории Тигильского муниципального района туроператоры не зарегистрированы. Отсутствуют также заинтересованные лица из числа туристических компаний - представителей малого бизнеса.
В то же время в районе есть уникальные памятники природы: птичьи базары на мысе Бабушкина, острове Птичий, в устье реки Утхолок, горные озера Глубокое и Междусопочное, а также Кунхолокский горячий источник и многие другие достопримечательности.
Таким образом, в настоящее время имеются следующие нерешенные вопросы:
1) недостаточно эффективная система пропаганды занятий физической культурой и спортом;
2) проводимые спортивные и физкультурные мероприятия охватывают не все категории населения;
3) низкий процент населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в том числе детей, подростков и молодежи;
4) несоответствие уровня материально-технической базы физической культуры и спорта задачам развития массового и детско-юношеского спорта;
5) отсутствие инфраструктуры для развития туризма;
6) дефицит квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта, туристической деятельности;
7) отдаленность Тигильского района от краевого центра и отсутствие дорожного сообщения, как между селами района, так и между районным и краевым центрами, где проводится основная масса соревнований.
Очевидно, что для создания условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также решения проблем развития туризма на территории Тигильского муниципального района требуется комплексный подход.
Таким образом, анализ сложившейся ситуации позволил определить «ключевые проблемы» развития сферы физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе и выбор приоритетных целей и задач. Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении мероприятий по приобщению широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укреплению здоровья граждан, развитию туризма в Тигильском муниципальном районе.

Раздел 2. Цели, задачи и сроки реализации Программы,
прогноз ожидаемых результатов

2.1. Целью Программы является создание в Тигильском муниципальном районе условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также развитие туризма.
2.2. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1) повышение интереса населения Тигильского муниципального района к занятиям физической культурой и спортом;
2) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях;
3) обеспечение возможности занятий физической культурой и спортом, укрепление материально-технической базы массового и детско-юношеского спорта;
4) улучшение кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта;
5) содействие созданию и развитию туристской инфраструктуры в Тигильском муниципальном районе.
Достижение поставленной цели будет осуществляться по направлениям: «Массовый спорт» и «Кадровое обеспечение в сфере физической культуры и спорта», а также «Развитие туризма».
2.3. Программа реализуется в один этап сроком с 2014 по 2020год.
2.4. Реализация Программы позволит обеспечить:
- увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
- увеличение количества проводимых районных спортивных и физкультурных мероприятий, и сельских спортивных и физкультурных мероприятий;
- увеличение обеспеченности спортивными сооружениями населения Тигильского муниципального района;
- увеличение доли детей, подростков и молодежи, посещающих секции по видам спорта в учебных заведениях в общем количестве учащихся;
- увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта в учреждениях культуры;
- создание инфраструктуры туристско-рекреационного кластера Тигильского муниципального района;
- развитие туризма на территории Тигильского района, популяризации отдельных видов туризма: этнографического, экологического, спортивной охоты, в том числе создание материально-технической базы туризма.
Данные результаты положительно отразятся на населении Тигильского муниципального района. Основной экономический эффект от реализации основных мероприятий Программы выразится в тенденции к сокращению расходов районного бюджета на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие снижения к 2019 году среднего числа дней временной нетрудоспособности в связи с общими заболеваниями и инвалидностью населения, сокращению числа правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, повышению трудоспособности среди работающего населения.

Раздел 3. Ресурсное обеспечение реализации Программы

3.1. Общий объем финансирования Программы составляет 35 538,55176 тыс. рублей, в том числе по годам:
- 2014 год - 1 653,09440 тыс. рублей;
- 2015 год - 1 623,95412 тыс. рублей;
- 2016 год - 22 821,06609 тыс. рублей;
- 2017 год - 901,20500 тыс. рублей;
- 2018 год - 1 822,58000 тыс. рублей;
- 2019 год - 5 853,55215 тыс. рублей;
- 2020 год - 431,55000 тыс. рублей;
- 2021 год - 431,55000 тыс. рублей.
На реализацию основных мероприятий подпрограммы по годам исполнения потребуется:
за счет средств федерального бюджета:
- 2019 год - 3 000,00000 тыс. рублей;
- 2020 год - 0,00000 тыс. рублей;
- 2021 год - 0,00000 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета:
- 2014 год - 396,09441 тыс. рублей;
- 2015 год - 580,60020 тыс. рублей;
- 2016 год - 19 915,40000 тыс. рублей;
- 2017 год - 50,00000 тыс. рублей;
- 2018 год - 461,58000 тыс. рублей;
- 2019 год - 1 514,35303 тыс. рублей;
- 2020 год - 411,00000 тыс. рублей;
- 2021 год - 411,00000 тыс. рублей;
за счет средств районного бюджета:
- 2014 год - 1 256,99999 тыс. рублей;
- 2015 год - 1 043,35392 тыс. рублей;
- 2016 год - 2 905,66609 тыс. рублей;
- 2017 год - 851,20500 тыс. рублей;
- 2018 год - 1 361,00000 тыс. рублей;
- 2019 год - 1339,19912 тыс. рублей;
- 2020 год - 20,550000 тыс. рублей;
- 2021 год - 20,550000 тыс. рублей.
3.2. Объемы финансирования Программы за счет средств районного бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в порядке, установленном решением Собрания депутатов Тигильского муниципального района о районном бюджете на соответствующий финансовый год.
Для выполнения мероприятий Программы могут привлекаться средства краевого бюджета, подлежащие ежегодному согласованию и уточнению с Министерством спорта и молодежной политики и Агентством по туризму Камчатского края, а также внебюджетные средства.

4. Программные и инвестиционные мероприятия, сроки их реализации

4.1. Для решения задач Программы по основному мероприятию «Массовый спорт» потребуется реализация следующих основных мероприятий:
1) повышение интереса населения Тигильского муниципального района к занятиям физической культурой и спортом;
2) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях;
3) обеспечение возможности занятий физической культурой и спортом, укрепление материально-технической базы массового и детско-юношеского спорта.
4) оснащение спортивным инвентарем и оборудованием для занятий физической культурой и спортом
5) кадровое обеспечение в сфере физической культуры и спорта.
4.2. Для решения задач Программы по основному мероприятию «Развитие туризма» потребуется реализация следующих основных мероприятий:
1) содействие развитию материальной базы туризма.
4.3. Для решения задач Программы по основному мероприятию «Капитальный ремонт, строительство, реконструкция объектов спортивной инфраструктуры» потребуется реализация следующих основных мероприятий:
1). Строительство, реконструкция и ремонт спортивных сооружений.
Основные мероприятия Программы приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.

5. Описание основных ожидаемых конечных результатов Программы

5.1. За период реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
1) увеличение доли населения Тигильского муниципального района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения;
2) увеличение доли учащихся, принявших участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, включенных в календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, от общей численности учащихся;
3) увеличение доли учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся;
4) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
5) увеличение доли учреждений сферы культуры, осуществляющих работу спортивной направленности, оснащенных современным материально- техническим оборудованием, в общем количестве учреждений, осуществляющих работу спортивной направленности;
6) увеличение доли обеспеченности спортивными сооружениями населения в Тигильском муниципальном районе;
7) увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Подпрограммы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта (нарастающим итогом);
8) повышение эффективности использования существующих объектов спорта;
9) увеличение доли специалистов в сфере физической культуры и спорта, успешно прошедших курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в рамках реализации Программы, в общей численности штатных работников сферы физической культуры и спорта;
10) увеличение доли отремонтированных спортивных сооружений (учреждений, осуществляющих работу спортивной направленности), в общем числе спортивных сооружений (учреждений, осуществляющих работу спортивной направленности) в Тигильском муниципальном районе.

Загрузить Приложения