Приложение  к постановлению администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 29.01.2021 № 44 (с изменениями от 26.07.2021 № 279, 15.10.2021 № 358, 01.02.2022 № 25) 

Муниципальная Программа

«Развитие физической культуры и  спорта в Тигильском муниципальном районе» 

с. Тигиль

2021 год 

Раздел 1. Паспорт муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе» 

Наименование муниципальной программы

Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе

Подпрограммы, входящие в муниципальную программу

Отсутствуют

Разработчик муниципальной программы

Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»

 

Исполнители муниципальной программы

Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»;

Управление образования администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»

 

Ответственный исполнитель муниципальной программы

 Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»

 

Цели муниципальной программы

  1. Создание в Тигильском муниципальном районе условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. 
  2. Развитие туристической отрасли в Тигильском муниципальном районе. 

Задачи муниципальной программы

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта в средствах массовой информации;

- совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных организациях; 

- развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом.

2. Создание условий для развития инфраструктуры в целях организации досуга и обеспечения удовлетворения потребностей населения в услугах отдыха, развлечений, культуры и туризма;

- развитие инфраструктуры культурно-познавательного и этнографического туризма

Целевые индикаторы муниципальной программы (с указанием ожидаемых результатов реализации муниципальной программы, выраженных в количественно измеримых показателях)

- увеличение доли населения, в том числе учащихся, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения;

- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

- увеличение доли населения, принявшего участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, включенных в календарный план  физкультурно-спортивных мероприятий, от общей численности населения;

- увеличение доли обеспеченности спортивными сооружениями населения Тигильского муниципального района;

- увеличение доли обеспеченности (модернизации) материально-технической базы учреждений, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением;

-  создание инфраструктуры  культурно-познавательного и этнографического туризма.

      Количественно измеримые показатели приведены в разделе 3. «Цели, задачи, целевые индикаторы муниципальной программы» программы

Основные мероприятия программы

Основные мероприятия программы приведены в приложении № 1 к Программе 

Сроки (этапы) реализации муниципальной программы

Программа реализуется в один этап сроком с 2021 по 2023 год

Объем финансирования муниципальной программы (с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям муниципальной программы)

Объем финансирования муниципальной программы (с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям муниципальной программы) изложен в приложении № 2 к Программе 

Раздел 2. Характеристика  сферы действия муниципальной программы 

Основные задачи    в области физической культуры и спорта: создание в муниципальных образованиях, входящих в состав Тигильского муниципального района, условий для проведения занятий физической культурой и спортом всех категорий населения    в последние годы решались в ходе реализации районной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе» в период  2014-2020 годов.

Важным фактором приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развития детско-юношеского спорта в Тигильском муниципальном районе является проведение спортивных и физкультурных мероприятий. 

Хорошим стимулом для привлечения к занятиям физической культурой и спортом широких слоев населения служит проведение в селах района  муниципальных этапов Всероссийских массовых соревнований «Лыжня России», «Кросс наций», краевых соревнований «Камчатка в движении».

В целях пропаганды здорового образа жизни и популяризации игровых видов спорта  ежегодно, начиная с 2010 года, в районном центре с. Тигиль  проводится  районная межпоселенческая спартакиада по игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, футзал, хоккей и настольный теннис) с участием   сборных команд сельских поселений Седанка, Воямполка, Хайрюзово, Ковран, Тигиль,  а также городского округа Палана. 

С 2011 года при поддержке  управления культуры, молодежной политики и спорта  любители лыжного спорта с. Тигиль совершают  лыжный переход по маршруту Седанка - Тигиль, преодолевая расстояние в 28 километров.

Помимо перечисленных спортивных мероприятий в Тигильском муниципальном районе проводятся регулярные соревнования на уровне муниципалитетов по волейболу, баскетболу, футзалу. Активная пропаганда, зрелищные спортивные соревнования являются хорошим средством приобщения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, поэтому целесообразно более эффективно проводить информационно-пропагандистскую, просветительно-образовательную кампанию,  яркие спортивные и физкультурные мероприятия. 

Ежегодно в апреле все муниципальные образования Тигильского муниципального района  принимают участие в проведении акции «Спорт против наркотиков» в рамках антинаркотической декады «XXI  век без наркотиков», а в мае и ноябре - в акции «Я за здоровый образ жизни»  к Всемирному дню без табака и  Международному дню отказа от курения.

Соревнования по футзалу, волейболу и другим видам спорта среди трудовых коллективов, учащихся и других категорий населения проводятся нерегулярно. Недостаток спортивного снаряжения в образовательных учреждениях и отсутствие его в спортклубах по месту жительства, домах культуры отрицательно сказываются на возможности полноценно заниматься любыми видами спорта, в том числе зимними. 

В рамках реализации Программы приобретался спортинвентарь и спортоборудование  для  работы спортивных секций в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства.

Необходимость развития физической культуры и спорта рассматривается как с позиций улучшения качества жизни, повышения эффективности использования средств физической культуры и спорта, формирования и воспитания личности, укрепления здоровья граждан, так и для профилактики ряда негативных социальных явлений (пьянства, курения, наркомании, преступности), особенно среди детей и подростков.  

Важнейшим компонентом развития массовых форм физкультурно-спортивной деятельности является пропаганда здорового образа жизни, ценностей физической культуры и спорта, особенно в отношении детей, подростков и молодежи. 

В   настоящее время в с. Тигиль открыты  2 секции  Паланской ДЮСШ (горнолыжная, лыжные гонки, национальные виды спорта).  Все работы по обустройству новой горнолыжной трассы в с. Тигиль (район реки Сарайной): проводились за счет средств Программы.  

В настоящее время в Тигильском районе специальных спортивных сооружений, таких как Дворцы спорта, стадионы, легкоатлетические манежи, плавательные бассейны не имеется. 

Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди молодежи и взрослого населения используются 4 школьных спортивных зала, функционирует 16 спортивных сооружений с единовременной пропускной способностью - 301 человек. Имеющаяся инфраструктура для занятий ледовыми видами спорта, футзалом и волейболом не позволяет полноценно развивать эти массовые виды спорта. Количество открытых хоккейных и футбольных площадок в муниципальных образованиях не соответствует социальным нормам. Всего в Тигильском районе функционирует 8 спортивных плоскостных сооружений, состояние большинства из которых оставляет желать лучшего:  у хоккейных площадок отсутствуют борта или требуется их ремонт, футбольные поля  нуждаются в досыпке и посадке травы, либо в установке искусственного покрытия, спортивные залы либо не укомплектованы в должном объеме, либо нуждаются в капитальном ремонте. В 2013 году за счет дополнительных средств краевого бюджета построена хоккейная площадка в с. Ковран. Следует отметить, что принимаемые меры не позволяют удовлетворить в полном объеме потребность населения в систематических занятиях физической культурой и спортом. 

Организация спортивно-оздоровительной работы среди молодёжи и взрослого населения Тигильского муниципального района проводится лишь добровольными помощниками на общественных началах, чаще всего это учителя физкультуры школ района. Часть полномочий по организации и проведению спортивных соревнований возложена на работников учреждений культуры, среди которых до 2012 года имелась лишь 1 ставка физкультурного работника в Тигильском ТДЦ. В 2012 году в штат Ковранского СДК введена дополнительно ставка методиста по спортивной работе. Необходимо, чтобы в каждом учреждении культуры был специалист по спортивной работе.

Значительно лучше обстоит дело с физкультурными кадрами  в образовательных учреждениях. Физкультурно-оздоровительную и спортивно-педагогическую работу проводят 8 специалистов, из которых   3 имеют высшее профессиональное образование, 5 среднее профессиональное образование, в том числе по физической культуре и спорту - 4. Потребность в кадрах отсутствует.

Пять общеобразовательных учреждения прошли процедуру лицензирования по дополнительным общеобразовательным спортивным программам:  МБОУ «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа»,   МБОУ «Тигильская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Седанкинская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Ковранская средняя   школа», МБОУ «Хайрюзовская начальная школа - детский сад».  Внеурочная  деятельность по спортивно-оздоровительному направлению осуществляется во всех   общеобразовательных учреждениях Тигильского муниципального района.

          В спортивных кружках и секциях, созданных при учреждениях культуры   района, около 150 детей занимаются футболом, баскетболом и волейболом в составе дворовых команд. Занятия проходят в спортивных залах, на спортивных площадках и футбольных полях сельских поселений на бесплатной основе. В последние годы возрождается интерес детей, подростков и молодежи к таким видам спорта, как хоккей и мини-футбол.

  Важным аспектом работы по привлечению детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом должно быть создание условий, при которых в каждом образовательном учреждении учащиеся смогли бы заниматься избранным видом спорта во внеурочное время, что, в конечном счете, окажет существенное профилактическое воздействие, уменьшит негативное влияние «улицы».

Туризм в Тигильском муниципальном районе в настоящее время не развит. Лишь незначительное количество охотничьих хозяйств, родовых общин на территории Тигильского муниципального района занимаются организацией спортивно-любительской охоты и спортивной рыбалки для туристов из различных регионов России и зарубежных стран.

Развитие туристической отрасли в Тигильском муниципальном районе  затруднено в связи с удаленностью районного центра с. Тигиль от г. Петропавловска-Камчатского, отсутствием транспортного сообщения между селами района, а также отсутствием соответствующей инфраструктуры, отвечающей современным требованиям. На территории Тигильского муниципального района туроператоры не зарегистрированы. Отсутствуют также заинтересованные лица из числа туристических компаний - представителей малого бизнеса.

В тоже время в районе есть уникальные памятники природы: птичьи базары на мысе Бабушкина, острове Птичий, в устье реки Утхолок, горные озера Глубокое и Междусопочное, а также Кунхолокский горячий источник и многие другие достопримечательности. 

Таким образом, в настоящее время имеются следующие нерешенные вопросы:

- недостаточно эффективная система пропаганды занятий физической культурой и спортом;

- проводимые спортивные и физкультурные мероприятия охватывают не все категории населения; 

- низкий процент населения, систематически занимающегося  физической культурой и спортом, в том числе детей, подростков и молодежи;

- несоответствие уровня материально-технической базы физической культуры и спорта задачам развития массового и детско-юношеского спорта;

- отсутствие инфраструктуры для развития туризма;

- дефицит квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта, туристической деятельности;

- отдаленность Тигильского района от краевого центра и отсутствие дорожного сообщения, как между селами района, так и между районным и краевым центрами, где проводится основная масса соревнований.

Очевидно, что для создания условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также решения проблем развития туризма на территории Тигильского муниципального района требуется комплексный подход. 

Таким образом,   анализ сложившейся ситуации  позволил определить «ключевые проблемы» развития сферы физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе и выбор приоритетных целей и задач. Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении мероприятий по приобщению широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укреплению здоровья граждан,  развитию туризма в  Тигильском муниципальном районе. 

Раздел 3. Цели, задачи, целевые индикаторы муниципальной программы 

п/п

Цель, задача

Целевой показатель

 

Значение целевого показателя

год, 

предшествующий году начала реализации муниципальной программы

Период реализации муниципальной программы с разбивкой по годам

Всего по муници-

пальной программе

2021

2022

2023

2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Создание в Тигильском муниципальном районе условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом

1.1

Повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта в средствах массовой информации;

- совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных организациях; 

- развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом

Доля населения, систематически занимающегося  физической культурой и спортом, в общей численности населения

%

37,9

41,0

41,0

43,0

44,0

 

Доля учащихся, систематически занимающегося  физической культурой и спортом, в общей численности учащихся

%

95

98

98,5

99

99,5

 

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения

%

-

0,5

0,7

1,0

1,2

 

Доля населения, принявшего участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, включенных в календарный план  физкультурно-спортивных мероприятий, от общей численности населения

%

37,1

39,5

40,1

41

41,5

 

Доля обеспеченности спортивными сооружениями населения 

%

 

 

 

 

 

 

Доля обеспеченности (модернизации) материально-технической базы учреждений, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением 

%

68

70

72

74

75

 

2. Развитие туристической отрасли в Тигильском муниципальном районе

2.1

Создание условий для развития инфраструктуры в целях организации досуга и обеспечения удовлетворения потребностей населения в услугах отдыха, развлечений, культуры и туризма;

- развитие инфраструктуры культурно-познавательного и этнографического туризма

Создание и обустройство туристского объекта «Национальная деревня» (с. Тигиль) 

%

50

55

75

100

100

 

Раздел 4. Перечень мероприятий муниципальной программы 

№ п/п

Цель, задача, мероприятие

Показатель

Единица измерения

Период реализации муниципальной программы по годам

Всего по муниципальной программе

Исполнитель

Срок исполнения мероприятия, год

2021

2022

2023

2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Создание в Тигильском муниципальном районе условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом

1.1. Повышение интереса занятиям физической культурой и спортом модернизация системы физического воспитания  различных категорий и групп населения Тигильского муниципального района

1.1.1

Основное мероприятие 1 «Массовый спорт»

итого

тыс. руб.

863,92200

100,00000

1300,00000

1400,00000

3663,92200

Управление культуры Администрации Тигильского муниципального района, Финансовое управление Администрации Тигильского муниципального района

 

 

 

федеральный бюджет

тыс. руб.

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

 

краевой              бюджет

тыс. руб.

634,41000

0,00000

0,00000

0,00000

634,41000

 

муниципальный бюджет

тыс. руб.

229,51200

100,00000

1300,00000

1400,00000

3029,51200

 

внебюджетные источники

тыс. руб.

0,00000

0,00000

0,00000

 

0,00000

 

2. Развитие туристической отрасли в Тигильском муниципальном районе 

1.2.1

Основное мероприятие 2 «Развитие туризма»

итого

тыс. руб.

119,65051

404,60578

404,60578

404,60578

1 333,46785

Управление культуры Администрации Тигильского муниципального района,

МКУК «Тигильский районный краеведческий музей»

 

федеральный бюджет

тыс. руб.

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

 

краевой              бюджет

тыс. руб.

107,68546

364,14520

364,14520

364,14520

1 200,12106

 

муниципальный бюджет

тыс. руб.

11,96505

40,46058

40,46058

40,46058

133,34679

 

внебюджетные источники

тыс. руб.

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

 

 

Итого затрат

по муниципальной программе

итого

тыс. руб.

983,57251

504,60578

1704,60578

1804,60578

4 997,38985

 

 

федеральный бюджет

тыс. руб.

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

Управление культуры Администрации Тигильского муниципального района

 

краевой              бюджет

тыс. руб.

742,09546

364,14520

364,14520

364,14520

1 834,53106

 

муниципальный бюджет

тыс. руб.

241,47705

140,46058

1340,46058

1440,46058

3 162,85879

 

внебюджетные источники

тыс. руб.

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

0,00000

 

Раздел 5. Механизм реализации муниципальной программы 

Ответственным исполнителем Программы выступает Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район».

Соисполнителями Программы являются: Управление образования

администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район», Финансовое управление администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район».

Ответственный исполнитель Программы осуществляет следующие функции:

- общее руководство и контроль за исполнением муниципальной программы; координацию выполнения программных мероприятий; 

- ежегодно уточняет объем финансовых затрат по программным мероприятиям; 

- несет ответственность за своевременную, эффективную реализацию муниципальной программы, конечные результаты исполнения программных мероприятий, рациональное использование выделяемых финансовых средств.

Соисполнители осуществляют следующие функции:

- реализация мероприятий Программы в соответствии с целью и задачами Программы, а также сроками реализации этих мероприятий на основе тесного межведомственного взаимодействия и с участием соисполнителей Программы;

- привлечение к реализации мероприятий подведомственных учреждений, общественных организаций (объединений) и некоммерческих организаций. 

Загрузить Приложения