Приложение к постановлению   Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» 26.12. 2013  № 505 (с изменениями 29.12.2014   № 415, от 30.12.2015 № 339,   от 28.12.2016 № 325, от 28.12.2017 № 381, 17.04.2018 № 84, от 27.12.2018 № 363, от 06.06.2019 № 169, от 16.01.2020 № 11) 

Муниципальная Программа «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе»  

с. Тигиль
2013 год

Паспорт муниципальной программы
«Развитие физической культуры и спорта
в Тигильском муниципальном районе»

Наименование программы

Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе

Основание для разработки программы

Распоряжение администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 01.10.2013 года № 177

Разработчик-исполнитель программы

Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»

Соисполнитель программы

Управление образования администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»

Подпрограммы, входящие в муниципальную программу

Отсутствуют

Цель программы

Создание в Тигильском муниципальном районе условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом

Задачи программы

- повышение интереса населения Тигильского муниципального района к занятиям физической культурой и спортом;

- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях; 

- обеспечение возможности занятий физической культурой и спортом, укрепление материально-технической базы массового и детско-юношеского спорта; 

- содействие созданию и развитию туристской инфраструктуры в Тигильском муниципальном районе

Целевые индикаторы и показатели программы

Основные целевые индикаторы и показатели программы   представлены в приложении 4 к программе

Основные мероприятия программы

- массовый спорт;

- развитие туризма;

- капитальный ремонт, строительство, реконструкция объектов спортивной инфраструктуры

Этапы реализации программы

Программа реализуется в один этап сроком с 2014 по 2022 год

Объемы и источники финансирования программы 

Общий объем финансирования программы  составляет 35 095,95569 тыс. рублей, в том числе по годам:

- 2014 год -   1 653,09440 тыс. рублей;

- 2015 год -   1 623,95412 тыс. рублей; 

- 2016 год - 22 821,06609 тыс. рублей;

- 2017 год -      901,20500 тыс. рублей; 

- 2018 год -   1 822,58000 тыс. рублей;

- 2019 год -   5 863,09215 тыс. рублей;

- 2020 год -      410,96393 тыс. рублей;

- 2021 год -          0,00000 тыс. рублей;

- 2022 год -          0,00000 тыс. рублей.

        На реализацию основных мероприятий подпрограммы  по годам исполнения потребуется:

за счет средств федерального бюджета:

- 2019 год -   3 000,00000 тыс. рублей;

- 2020 год -          0,00000 тыс. рублей;

- 2021 год -           0,00000 тыс. рублей;

- 2022 год -           0,00000 тыс. рублей;

за счет средств краевого бюджета:

- 2014 год -       396,09441 тыс. рублей;

- 2015 год -       580,60020 тыс. рублей; 

- 2016 год -  19 915,40000 тыс. рублей; 

- 2017 год -         50,00000 тыс. рублей; 

- 2018 год -       461,58000 тыс. рублей; 

- 2019 год -    1 499,20303 тыс. рублей;

- 2020 год -       373,60393 тыс. рублей;

- 2021 год -           0,00000 тыс. рублей;

- 2022 год -           0,00000 тыс. рублей;

за счет средств районного бюджета:

- 2014 год -   1 256,99999 тыс.  рублей;

- 2015 год -    1 043,35392 тыс. рублей; 

- 2016 год -    2 905,66609 тыс. рублей;

- 2017 год -       851,20500 тыс. рублей; 

- 2018 год -    1 361,00000 тыс. рублей;

- 2019 год -    1 363,88912 тыс. рублей;

- 2020 год -      37,36000 тыс. рублей;

- 2021 год -        0,00000 тыс. рублей;

- 2022 год -        0,00000 тыс. рублей

Прогноз ожидаемых результатов реализации программы

Реализация программы позволит обеспечить:

- увеличение процента населения, приступившего к занятиям физической культурой и спортом;

- увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;

- увеличение количества проводимых районных  спортивных и физкультурных мероприятий и сельских спортивных и физкультурных мероприятий; 

- увеличение обеспеченности спортивными сооружениями населения Тигильского муниципального района; 

- увеличение доли детей, подростков и молодежи, посещающих секции по видам спорта в учебных заведениях в общем количестве учащихся;

- увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта в учреждениях культуры; 

          - создание инфраструктуры туристско-рекреационного кластера Тигильского муниципального района


Раздел 1. Анализ проблемной сферы 

Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном  районе» (далее – Программа) разработана  во исполнение распоряжения администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 01.10.2013 № 177. Программа разработана с учетом положений Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегии социально-экономического  развития  Камчатского края до 2025 года, утвержденной  постановлением Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П.
Основные задачи    в области физической культуры и спорта: создание в муниципальных образованиях, входящих в состав Тигильского муниципального района, условий для проведения занятий физической культурой и спортом всех категорий населения    в последние годы решались в ходе реализации районной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе на 2011-2014 годы», утвержденной постановлением главы администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»  от  11.12.2009   № 55.
Важным фактором приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развития детско-юношеского спорта в Тигильском муниципальном районе является проведение спортивных и физкультурных мероприятий. 
Хорошим стимулом для привлечения к занятиям физической культурой и спортом широких слоев населения служит проведение в селах района  муниципальных этапов Всероссийских массовых соревнований «Лыжня России», «Кросс наций», краевых соревнований «Камчатка в движении».
           В целях пропаганды здорового образа жизни и популяризации игровых видов спорта  ежегодно, начиная с 2010 года,     в районном центре с. Тигиль  проводится  районная межпоселенческая спартакиада по игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, футзал, хоккей и настольный теннис) с участием   сборных команд сельских поселений Седанка, Воямполка, Хайрюзово, Ковран, Тигиль,  а также городского округа Палана. 
С 2011 года при поддержке  отдела культуры, молодежной политики и спорта  любители лыжного спорта с. Тигиль совершают  лыжный переход по маршруту Седанка - Тигиль, преодолевая расстояние в 28 километров. И если в 2011 году в переходе приняло участие 9 человек, то в 2012 - 11, в 2013 - 21.
В 2012 году  инициативу тигильчан поддержали и жители села Ковран. 
         Помимо перечисленных спортивных мероприятий в Тигильском муниципальном районе проводятся регулярные соревнования на уровне муниципалитетов по волейболу, баскетболу, футзалу. Активная пропаганда, зрелищные спортивные соревнования являются хорошим средством приобщения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, поэтому целесообразно более эффективно проводить информационно-пропагандистскую, просветительно-образовательную кампанию,  яркие спортивные и физкультурные мероприятия.  
Ежегодно в апреле все муниципальные образования Тигильского муниципального района  принимают участие в проведении акции «Спорт против наркотиков» в рамках антинаркотической декады «XXI  век без наркотиков», а в мае и ноябре - в акции «Я за здоровый образ жизни»  к Всемирному дню без табака и  Международному дню отказа от курения.
Соревнования по футзалу, волейболу и другим видам спорта среди трудовых коллективов, учащихся и других категорий населения проводятся нерегулярно. Недостаток спортивного снаряжения в образовательных учреждениях и отсутствие его в спортклубах по месту жительства, домах культуры отрицательно сказываются на возможности полноценно заниматься любыми видами спорта, в том числе зимними.  
В рамках реализации Программы приобретался спортинвентарь и спортоборудование  для  работы спортивных секций в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства. Так в 2013 году приобретено    56 комплектов лыжного инвентаря (лыжи, палки, крепления, ботинки), 10 комплектов спортинвентаря и спортивной одежды для игры в хоккей.    В бюджетах сельских поселений на приобретение спортинвентаря израсходовано в 2013 году  537,4 тыс. руб. Средств на приобретение необходимого спортоборудования и спортинвентаря  в бюджете района недостаточно.
Необходимость развития физической культуры и спорта рассматривается как с позиций улучшения качества жизни, повышения эффективности использования средств физической культуры и спорта, формирования и воспитания личности, укрепления здоровья граждан, так и для профилактики ряда негативных социальных явлений (пьянства, курения, наркомании, преступности), особенно среди детей и подростков.  
Важнейшим компонентом развития массовых форм физкультурно-спортивной деятельности является пропаганда здорового образа жизни, ценностей физической культуры и спорта, особенно в отношении детей, подростков и молодежи. 
В   2012 году администрацией Тигильского муниципального района совместно с Паланской ДЮСШ была начата  организационная работа  по  открытию секций  ДЮСШ (горнолыжная, лыжные гонки, национальные виды спорта)  в с. Тигиль.     В  связи с этим в течение 2012-2013 годов проводились работы по обустройству новой горнолыжной трассы в с. Тигиль (район реки Сарайной): произведен отвод земель, земельный участок поставлен на кадастровый учет, при помощи ФГУП «Камчатгеология» расчищен участок, отведенный под трассу, проведены работы по  планировке, выравниванию трассы,   установлены  опоры  для освещения трассы.  В течение года работы по благоустройству проводились и на лыжной трассе.  Все перечисленные работы проводились за счет средств Программы.  
В настоящее время в Тигильском районе специальных спортивных сооружений, таких как Дворцы спорта, стадионы, легкоатлетические манежи, плавательные бассейны не имеется. 
          Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди молодежи и взрослого населения используются 4 школьных спортивных зала, спортзал МБУК «Тигильский центр досуга», который требует капитального ремонта. В 2012 году за счет средств Программы была изготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию этого спортивного зала на сумму 12979,35 тыс. руб., в 2014 году проведена экспертиза ПСД, получено положительное заключение. В краевом бюджете на 2015 год на реконструкцию спортзала заложены  12 329,350 тысяч рублей, в бюджете Тигильского муниципального района  на 2015 год предусмотрены средства на софинансирование мероприятий в сумме 650,000 тысяч рублей.    
На сегодняшний день в Тигильском муниципальном районе функционирует 16 спортивных сооружений с единовременной пропускной способностью - 301 человек. Имеющаяся инфраструктура для занятий ледовыми видами спорта, футзалом и волейболом не позволяет полноценно развивать эти массовые виды спорта. Количество открытых хоккейных и футбольных площадок в муниципальных образованиях не соответствует социальным нормам. Всего в Тигильском районе по состоянию на 01.01.2014 года функционирует 8 спортивных плоскостных сооружений, состояние большинства из которых оставляет желать лучшего:  у хоккейных площадок отсутствуют борта или требуется их ремонт, футбольные поля  нуждаются в досыпке и посадке травы, либо в установке искусственного покрытия, спортивные залы либо не укомплектованы в должном объеме, либо нуждаются в капитальном ремонте. В 2013 году за счет дополнительных средств краевого бюджета построена хоккейная площадка в с. Ковран. Следует отметить, что принимаемые меры не позволяют удовлетворить в полном объеме потребность населения в систематических занятиях физической культурой и спортом. 
Организация спортивно-оздоровительной работы среди молодёжи и взрослого населения Тигильского муниципального района проводится лишь добровольными помощниками на общественных началах, чаще всего это учителя физкультуры школ района. Часть полномочий по организации и проведению спортивных соревнований возложена на работников учреждений культуры, среди которых до 2012 года имелась лишь 1 ставка физкультурного работника в Тигильском ТДЦ. В 2012 году в штат Ковранского СДК введена дополнительно ставка методиста по спортивной работе. Необходимо, чтобы в каждом учреждении культуры был специалист по спортивной работе.
Значительно лучше обстоит дело с физкультурными кадрами  в образовательных учреждениях. Физкультурно-оздоровительную и спортивно-педагогическую работу проводят 8 специалистов, из которых   2 имеют высшее профессиональное образование, 5 среднее профессиональное образование, в том числе по физической культуре и спорту - 4. Потребность в кадрах отсутствует.
          В спортивных кружках и секциях, созданных при учреждениях культуры   района, более 150 детей занимаются футболом, хоккеем, баскетболом и волейболом в составе дворовых команд. Занятия проходят в спортивных залах, на спортивных площадках и футбольных полях сельских поселений на бесплатной основе. В последние годы возрождается интерес детей, подростков и молодежи к таким видам спорта, как хоккей и мини-футбол.
  В 2011 году в спортивных секциях общеобразовательных школ Тигильского муниципального района занималось 270  детей и подростков. В 2012 году   количество  занимающихся  уменьшилось с 270 до 65 в связи с отсутствием в общеобразовательных учреждениях лицензий на реализацию дополнительных образовательных программ.
Важным аспектом работы по привлечению детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом должно быть создание условий, при которых в каждом образовательном учреждении учащиеся смогли бы заниматься избранным видом спорта во внеурочное время, что, в конечном счете, окажет существенное профилактическое воздействие, уменьшит негативное влияние «улицы». 
Всего в Тигильском районе физкультурно-оздоровительная и спортивная работа ведется в 25 организациях, систематически физической культурой и спортом занимаются 713 человек. В целом, процент населения в Тигильском муниципальном районе, систематически занимающегося физической культурой и спортом, остается низким и составляет 17,5%.
Туризм в Тигильском муниципальном районе в настоящее время не развит. Лишь незначительное количество охотничьих хозяйств, родовых общин на территории Тигильского муниципального района занимаются организацией спортивно - любительской охоты и спортивной рыбалки для туристов из различных регионов России и зарубежных стран.
Развитие туристической отрасли в Тигильском муниципальном районе  затруднено в связи с удаленностью районного центра с. Тигиль от г. Петропавловска-Камчатского, отсутствием транспортного сообщения между селами района, а также отсутствием соответствующей инфраструктуры, отвечающей современным требованиям. На территории Тигильского муниципального района туроператоры не зарегистрированы. Отсутствуют также заинтересованные лица из числа туристических компаний - представителей малого бизнеса.
В то же время в районе есть уникальные памятники природы: птичьи базары на мысе Бабушкина, острове Птичий, в устье реки Утхолок, горные озера Глубокое и Междусопочное, а также Кунхолокский горячий источник и многие другие достопримечательности. 
      Таким образом, в настоящее время имеются следующие нерешенные вопросы:
1) недостаточно эффективная система пропаганды занятий физической культурой и спортом;
2) проводимые спортивные и физкультурные мероприятия охватывают не все категории населения; 
3) низкий процент населения, систематически занимающегося  физической культурой и спортом, в том числе детей, подростков и молодежи;
4) несоответствие уровня материально-технической базы физической культуры и спорта задачам развития массового и детско-юношеского спорта;
5) отсутствие инфраструктуры для развития туризма;
6) дефицит квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта, туристической деятельности;
7) отдаленность Тигильского района от краевого центра и отсутствие дорожного сообщения, как между селами района, так и между районным и краевым центрами, где проводится основная масса соревнований.
Очевидно, что для создания условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также решения проблем развития туризма на территории Тигильского муниципального района требуется комплексный подход. 
Таким образом,   анализ сложившейся ситуации  позволил определить «ключевые проблемы» развития сферы физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе и выбор приоритетных целей и задач. Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении мероприятий по приобщению широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укреплению здоровья граждан,  развитию туризма в  Тигильском муниципальном районе.  

Раздел 2. Цели, задачи и сроки реализации Программы, 
прогноз ожидаемых результатов 

2.1. Целью Программы является создание в Тигильском муниципальном районе условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также развитие туризма.
2.2. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1) повышение интереса населения Тигильского муниципального района  к занятиям физической культурой и спортом;
2) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях; 
3) обеспечение возможности занятий физической культурой и спортом, укрепление материально-технической базы массового и детско-юношеского спорта; 
4) улучшение кадрового обеспечения в сфере физической  культуры и спорта;
5) содействие созданию и развитию туристской инфраструктуры в Тигильском муниципальном районе.
Достижение поставленной цели будет осуществляться по направлениям: «Массовый спорт» и «Кадровое обеспечение в сфере физической культуры и спорта», а также «Развитие туризма».
2.3. Программа реализуется в один этап сроком с 2014 по 2020год.
  2.4.  Реализация Программы позволит обеспечить:
- увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
- увеличение количества проводимых районных спортивных и физкультурных мероприятий, и сельских спортивных и физкультурных мероприятий; 
- увеличение обеспеченности спортивными сооружениями населения Тигильского муниципального района;  
- увеличение доли детей, подростков и молодежи, посещающих секции по видам спорта в учебных заведениях в общем количестве учащихся;
- увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта в учреждениях культуры;
          - создание инфраструктуры туристско-рекреационного кластера Тигильского муниципального района;
          - развитие туризма на территории Тигильского района, популяризации отдельных видов туризма: этнографического, экологического, спортивной охоты, в том числе создание материально-технической базы туризма.
Данные результаты положительно отразятся на населении Тигильского муниципального района. Основной экономический эффект от реализации основных мероприятий Программы выразится  в тенденции к сокращению расходов районного бюджета на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие снижения к 2019 году среднего числа дней временной нетрудоспособности в связи с общими заболеваниями и инвалидностью населения, сокращению числа правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, повышению трудоспособности среди работающего населения. 

Раздел 3. Ресурсное обеспечение реализации Программы 

3.1. Общий объем финансирования Программы  составляет 35 095,95569 тыс. рублей, в том числе по годам:
- 2014 год -   1 653,09440 тыс. рублей;
- 2015 год -   1 623,95412 тыс. рублей; 
- 2016 год - 22 821,06609 тыс. рублей;
- 2017 год -      901,20500 тыс. рублей; 
- 2018 год -   1 822,58000 тыс. рублей;
- 2019 год -   5 863,09215 тыс. рублей;
- 2020 год -      410,96393 тыс. рублей;
- 2021 год -          0,00000 тыс. рублей;
- 2022 год -          0,00000 тыс. рублей.
        На реализацию основных мероприятий подпрограммы  по годам исполнения потребуется:
за счет средств федерального бюджета:
- 2019 год -   3 000,00000 тыс. рублей;
- 2020 год -          0,00000 тыс. рублей;
- 2021 год -           0,00000 тыс. рублей; 
- 2022 год -           0,00000 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета:
- 2014 год -       396,09441 тыс. рублей;
- 2015 год -       580,60020 тыс. рублей; 
- 2016 год -  19 915,40000 тыс. рублей; 
- 2017 год -         50,00000 тыс. рублей; 
- 2018 год -       461,58000 тыс. рублей; 
- 2019 год -    1 499,20303 тыс. рублей;
- 2020 год -       373,60393 тыс. рублей;
- 2021 год -           0,00000 тыс. рублей;
- 2022 год -           0,00000 тыс. рублей;
за счет средств районного бюджета:
- 2014 год -   1 256,99999 тыс.  рублей;
- 2015 год -    1 043,35392 тыс. рублей; 
- 2016 год -    2 905,66609 тыс. рублей;
- 2017 год -       851,20500 тыс. рублей; 
- 2018 год -    1 361,00000 тыс. рублей;
- 2019 год -    1 363,88912 тыс. рублей;
- 2020 год -      37,36000 тыс. рублей;
  - 2021 год -         0,00000 тыс. рублей;
- 2022 год -         0,00000 тыс. рублей.      
3.2. Объемы финансирования Программы за счет средств районного бюджета     ежегодно подлежат уточнению и утверждению в порядке, установленном решением Собрания депутатов Тигильского муниципального района о районном бюджете на соответствующий финансовый год.            
Для выполнения мероприятий Программы могут привлекаться средства краевого бюджета, подлежащие ежегодному согласованию и уточнению с Министерством спорта и молодежной политики и Агентством по туризму Камчатского края, а также внебюджетные средства. 

4. Программные и инвестиционные мероприятия, сроки их реализации 

4.1. Для решения задач Программы по основному мероприятию «Массовый спорт» потребуется реализация следующих основных мероприятий:
1) повышение интереса населения Тигильского муниципального района к занятиям физической культурой и спортом;
2) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях; 
3) обеспечение возможности занятий физической культурой и спортом, укрепление материально-технической базы массового и детско-юношеского спорта.
4) оснащение спортивным инвентарем и оборудованием для занятий физической культурой и спортом 
5) кадровое обеспечение в сфере физической культуры и спорта. 
4.2. Для решения задач Программы по основному мероприятию «Развитие туризма» потребуется реализация следующих основных мероприятий: 
1) содействие развитию материальной базы туризма.
4.3. Для решения задач Программы по  основному мероприятию «Капитальный ремонт, строительство, реконструкция объектов спортивной инфраструктуры» потребуется реализация следующих основных мероприятий: 
1). Строительство, реконструкция и ремонт спортивных сооружений.
Основные мероприятия Программы приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.   

5. Описание основных ожидаемых конечных результатов Программы 

5.1. За период реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
1) увеличение доли населения Тигильского муниципального района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения;
2) увеличение доли учащихся, принявших участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, включенных в календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, от общей численности учащихся;
3) увеличение доли учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся;
4) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
5)  увеличение доли  учреждений сферы культуры, осуществляющих работу спортивной направленности, оснащенных современным материально- техническим оборудованием, в общем количестве учреждений, осуществляющих работу спортивной направленности;
6) увеличение доли обеспеченности спортивными сооружениями населения в Тигильском муниципальном районе;
7) увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Подпрограммы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта (нарастающим итогом);
8) повышение эффективности использования существующих объектов спорта; 
9) увеличение доли специалистов в сфере физической культуры и спорта, успешно прошедших курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в рамках реализации Программы, в общей численности штатных работников сферы физической культуры и спорта;
10) увеличение доли   отремонтированных спортивных  сооружений (учреждений,  осуществляющих работу спортивной направленности),  в общем числе    спортивных  сооружений (учреждений,  осуществляющих работу спортивной направленности) в Тигильском муниципальном районе.