АССОЦИАЦИЯ ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ СЕВЕРА КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ
Межрегиональной конференции: «Родовая община как особый элемент института гражданского общества: опыт взаимодействия с органами государственной власти в рамках реализации государственной национальной политики»

г. Петропавловск-Камчатский 29 - 30 января 2016 года

Мы, делегаты первой Межрегиональной конференции: «"Родовая община как особый элемент института гражданского общества: опыт взаимодействия с органами государственной власти в рамках реализации государственной национальной политики», полномочно представляющие коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, заслушав выступления делегатов и участников конференции, обсудив и проанализировав современную ситуацию, понимая важность и ответственность в решении поставленных вопросов, поддерживая необходимость принятия совместными усилиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, неотложных мер, направленных на решение актуальных вопросов экономического развития участников традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и их общин, таких как: повышение экономической активности коренных малочисленных народов Севера и их структур, формирование инфраструктуры в национальных селах, повышение самозанятости коренных народов в общинах, а также промысловых производственно-хозяйственных кластерах, принимаем настоящие Рекомендации:

I. Предлагаем Аппарату Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе в рамках реализации Поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина в части повышения качества жизни и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в целях объединения усилий по обеспечению реализации гарантированных прав на защиту исконной среды обитания, сохранение традиционного образа жизни и развитие отраслей традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации создать коллегиальный и совещательный орган, на котором будет представляться мнение общественности Дальневосточного Федерального округа.

II. Предложения по поддержке и развитию северного оленеводства:
1. Совместно с депутатами Государственной Думы Российской Федерации И.А. Яровой, Ледковым Г.П. и Аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе содействовать:
1.1. Ускорению принятия федерального закона «О северном оленеводстве», обеспечивающего приоритетную государственную поддержку, направленную на создание правовых и экономических условий для дальнейшего развития северного оленеводства, освоения пастбищных ресурсов таежной, тундровой, лесотундровой зон Севера, Сибири и Дальнего Востока.
1.2. возможности:
1) дополнительного выделения средств федерального бюджета на поддержку северного оленеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717) при уточнении параметров федерального бюджета Российской Федерации на 2016-2017 годы;
2) внесения изменений в часть 2 статьи 8 закона Российской Федерации от 25 июля 2001 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства
» в части дополнения сельскохозяйственных рисков в сфере оленеводства следующими видами:
- гололед (образование ледяной корки, препятствующей доступу оленей к кормовой базе);
- высокий уровень снежного покрова;
- травеж дикими животных;
- лесные и тундровые пожары;
3) включения в перечень сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, подлежащих субсидированию, высокопроходимой техники, используемой в оленеводческом производстве, и электронных ошейников, используемых в целях мониторинга передвижения оленьих табунов;
4) предусмотреть государственную поддержку в рамках отдельных мероприятий на строительство и обустройство производственных баз на маршрутах кочевья оленеводов и их семей, строительство и приобретение стационарных, передвижных коралей, изгородей и электропастухов всем хозяйствам, занимающихся разведением домашних северных оленей не зависимо от формы собственности;
5) выделения, в рамках Госпрограммы, государственной поддержки северного оленеводства отдельным мероприятием (без табунного коневодства);
6) рассмотреть вопрос о разрешении применять сильно действующие химические вещества в борьбе с хищниками (волками), наносящими ущерб северному оленеводству;
7) предоставления оленеводческим организациям земель Лесного фонда в аренду для выпаса оленей на приоритетной основе, с оплатой на льготных условиях.
Направить указанные предложения для принятия соответствующих решений Министру сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачеву.

2. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Дальневосточного Федерального округа содействовать:
2.1. совершенствованию:
- государственных механизмов на уровне субъектов Российской Федерации по поддержке и стимулированию оленеводства;
- мер государственной поддержки, направленных на улучшение условий труда и быта оленеводов и их семей, способствовать росту их благосостояния, содействовать росту популярности профессии «оленевод» среди молодежи;
- созданию условий для расширенного воспроизводства поголовья северных оленей в хозяйствах всех организационно-правовых форм собственности;
- развитию и расширению системы транспортно-логистических услуг, направленных на удовлетворение снабженческо-сбытовых и социальных потребностей оленеводческих хозяйств;
- развитию рынков оленины, реализации маркетинговой стратегии, направленной на создание устойчивого платежеспособного спроса на мясо оленя на территориях субъектов Российской Федерации и за их пределами;
- формированию необходимой базы для привлечения высококвалифицированных специалистов, а также профессионально подготовленной молодежи для работы в оленеводческих хозяйствах;
2.3. рассмотреть возможность:
- создания системы идентификации северных оленей в племенных и товарных хозяйствах для совершенствования зоотехнического учета, выполнения противоэпизоотических мероприятий, контроля за перемещением оленей;
- вовлечения в хозяйственных оборот неиспользуемых пастбищ для увеличения роста численности поголовья северных оленей в регионах, имеющих свободные неиспользуемые пастбища;
- организации и проведению научно-исследовательских работ по агроботаническому изучению пастбищ, созданию экономически обоснованных эффективных пастбищеоборотов, направленных на увеличение их оленеемкости;
2.4. в рамках решения кадрового вопроса в оленеводстве изучить опыт работы кочевых школ и рассмотреть возможность внедрения данного метода обучения в субъектах.

III. Предложения по совершенствованию осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера:
3. Поддержать следующие предложения Ассоциации общин коренных малочисленных народов Севера Камчатского края:
3.1. Внесения в Федеральный закон от 24.07.2011 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следующих изменений и дополнений, изложив в следующей редакции:
«1) В части 2 статьи 25 после слов «охотхозяйственных соглашений» дополнить словами «, за исключением общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, которым указанные участки предоставляются без проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.»
«2) В части 7 статьи 71 после слов «Лесным Кодексом Российской Федерации» дополнить словами «, а также на общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.».
3.2. дополнения частью 3.1 в Статью 27 следующего содержания:
«3.1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе заключить охотхозяйственное соглашение с общиной коренных малочисленных народов Российской Федерации без проведения аукциона на право заключения такого соглашения в отношении охотничьего угодья, расположенного на территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности.»
3.3. Закрепить участки охотничьих угодий за действующими охотпользователями, срок действия долгосрочных лицензий, которых истекает в 2016-2017 годах, без проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений в целях традиционной хозяйственной деятельности.
3.4. Внесения в ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, нормы, определяющие особый порядок осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, а также принять соответствующий нормативный правовой акт Минприроды России.
Предусмотреть указанным порядком:
- обязательное наличие тех же документов, что и для осуществления промысловой охоты;
- заявительный характер определения пользователей из числа лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность КМНС (реестр органов местного самоуправления);
- регламентировать выдачу необлагаемых налоговым сбором разрешений «для удовлетворения личных нужд».
Направить указанные предложения для содействия в принятии соответствующих решений депутату Государственной Думы Российской Федерации И.А. Яровой, Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому, Председателю комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашину
.

IV. Предложения по совершенствованию осуществления традиционного рыболовства в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера:
4. Предложить депутату Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Ледкову содействовать принятию решений в части:
4.1. Уточнения понятийного аппарата Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Единого государственного реестра юридических лиц в части таких понятий, как «личные нужды», «традиционный образ жизни», «традиционная хозяйственная деятельность», «традиционное природопользование», «места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности», «виды традиционной хозяйственной деятельности», «подсобный вид деятельности».
4.2. Внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2008 № 765, отменяющее заявительный принцип предоставления права на ведение традиционного рыболовства
4.2.1. Предложить Федеральному агентству по рыболовству обеспечить принятие решения по осуществлению приема заявок на предоставление водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от физических лиц через обособленные структурные подразделения территориальных управлений Федерального агентства по рыболовства, либо путем предоставления государственной услуги по приему заявлений от физических лиц через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
4.2.2. Внесения в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» норм, согласно которым предоставление водных биоресурсов в пользование осуществляется в соответствии с реестром лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность КМНС. Право формирования реестра предоставить органам местного самоуправления.
4.2.3. Внесения в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ нормы, предусматривающий предоставление водных биоресурсов в пользование для традиционного рыболовства КМНС в объемах лимита для удовлетворения собственных нужд, устанавливаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
4.2.4. Принятие на федеральном уровне порядка распределения объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов между общинами коренных народов, а также дополнительных объемов добычи (вылова) в соответствии с пп. 2 и 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2005 года № 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)»
4.2.5. Внесения изменений в федеральные нормативные правовые акты, регулирующие традиционное рыболовство, в части: разделения рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных народов на два вида:
- традиционное рыболовство в целях обеспечения хозяйственной деятельности, осуществляемое общинами коренных народов;
- традиционное рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни, осуществляемое лицами, относящимися к коренным народам для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
4.2.6. Проведения научно-исследовательские работы по теме: «Биологическое обоснование физиологической нормы потребления рыбы и рыбопродуктов коренными малочисленными народами Севера (на одного человека в год для личного потреблении без права реализации) на территории проживания коренных малочисленных народов Севера для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (на одного человека в год для личного потребления без права реализации)
4.2.7. Пересмотра критериев оценки заявителей на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом мнения коренных малочисленных народов Севера, а именно предоставления не более двух рыбопромысловых участков одной родовой общине в конкретном районе, чтобы ни одна община не была обделена, при соблюдении соответствующих требований.
Направить указанные предложения для принятия соответствующих решений руководителю Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестакову.

V. Предложения по обеспечению доступности образования, медицинской помощи, социальных гарантий для представителей коренных малочисленных народов Севера:
5. Предложить члену Комитета Совета Федераций Российской Федерации по социальной политике А.И. Отке инициировать:
5.1. Внесение в статью 5 Федерального закона от 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дополнение, определяющее, что порядок подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам устанавливается Правительством Российской Федерации.
5.2. Выработку единого подхода, разработку и обеспечение коренных народов вкладышами в паспорт гражданина Российской Федерации о национальной принадлежности либо иного документа (отметки), предоставляемого в рамках предоставления государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
5.3. Внести изменения в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, в части учета показателей качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания.
5.4. Ввести в формы сбора статистических медицинских данных графу национальность.
5.5. При разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете предусмотреть возможность увеличения объема иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Направить указанные предложения для принятия соответствующих решений руководителю Федерального Агентства по делам национальностей И.В. Баринову.

VI. Предложения по совершенствованию мер предоставления земель и земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера для осуществления традиционного природопользования.
6. Рекомендовать Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Ледков Г.П.) совместно с членами Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федераций Российской Федерации по социальной политике обеспечить:
6.1. Направление проекта федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации.
6.2. Продолжение работы в части, касающейся земель и земельных участков, которые не могут быть предоставлены в рамках «1 гектар», необходимости защиты интересов представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
6.3. Изменения формулировки п.п. 13 п. 2 ст. З9.10 Земельного Кодекса РФ, дополнив перечень случаев предоставления земельных участков в безвозмездное пользование следующим образом: ((лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе для размещения зданий, сооружений, необходимых для этих целей, на срок не более чем десять лет);
- дополнение ст. 39.5 ЗК РФ пунктом 9 следующего содержания: ((земельного участка лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам по истечении девяти лет со дня предоставления им земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 39.10 данного Кодекса при условии, что такой земельный участок в указанный период использовался в соответствии с установленным разрешенным использованием.
6.4. Дополнение Лесного Кодекса РФ положением о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в пожизненное наследуемое владение и пользование ими бесплатно.

VII. Предложения по совершенствованию мер поддержки народных художественных промыслов.
Предложить Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Ледков Г.П.) инициировать:
7.1. внесение изменений / дополнений в статью 30 «Заготовка гражданами древесины для собственных нужд» Лесного кодекса Российской Федерации, расширив цели дающие право гражданам заготавливать древесину для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений - для целей изготовления национальных сувениров и изделий народных художественных промыслов.
В настоящее время часть 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации дает возможность гражданам заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Понятие «иные собственные нужды» федеральным законодательством не раскрывается. Изготовление сувениров, народных промыслов и национальных изделий не всегда является предпринимательской деятельностью, и данная продукция может использоваться в быту ее непосредственным изготовителем.
Расширение целей, дающих право гражданам заготавливать древесину для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для изготовления сувениров, народных промыслов и национальных изделий позволит гражданам более широко пользоваться этим правом при изготовлении деревянных изделий народных промыслов.
Направить указанные предложения для принятия соответствующих решений Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому.

VIII. Ассоциации общин коренных малочисленных народов Севера Камчатского края (Тулупов А.А.):
- обратиться ко всем общинам, общественным некоммерческим организациям Камчатского края поддержать предложения (рекомендации), включить их в планы своей деятельности, взаимодействовать между собой в их реализации;
- оказывать содействие, помощь и поддержку органам государственной власти, местного самоуправления Камчатского края, территориальным федеральным органам власти в реализации программ социально-экономического развития, внедрению всех форм занятости, повышению производительности труда коренных малочисленных народов Севера, повышению их материального благосостояния, здорового образа жизни;
- беречь, приумножать, рационально использовать природные богатства Камчатского края, содействовать общественному согласию и взаимопониманию между народами, населяющими полуостров.