Печать

Утвержден на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Камчатского края от 30 марта 2017 г. № 3

ПОРЯДОК
межведомственного взаимодействия по выявлению, учету и устройству
детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения, в Камчатском крае

1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения, в Камчатском крае (далее – Порядок) разработан в целях повышения эффективности совместной деятельности субъектов профилактики в Камчатском крае по оказанию помощи несовершеннолетним, профилактики жестокого обращения и насилия в отношении детей.
2. Правовую основу настоящего Порядка составляют: Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24.07.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Закон Камчатского края от 01.04.2014 № 419 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по опеке и попечительству в Камчатском крае», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей», приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.08.2003 № 414 и № 633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел», и другие федеральные и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов и учреждений, в чью компетенцию входит профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения и насилия в отношении детей.
3. Субъектами профилактики и иными органами, лицами, замещающими государственные должности по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения в Камчатском крае являются органы и организации, оказывающие помощь несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, беспризорным, безнадзорным, пострадавшим от жестокого обращения, а именно:
1) Министерство образования и науки Камчатского края и органы управления образованием муниципальных образований в Камчатском крае;
2) Министерство здравоохранения Камчатского края;
3) Министерство социального развития и труда Камчатского края;
4) районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП);
5) органы опеки и попечительства в Камчатском крае;
6) организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти Камчатского края и органам местного самоуправления в Камчатском крае, участвующие в деятельности по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения в Камчатском крае, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) структурные подразделения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю;
8) участие в деятельности по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения Уполномоченного по правам ребенка в Камчатском крае, органов и учреждений культуры, спорта Камчатского края, и иных органов, учреждений, организаций, в том числе негосударственных (по согласованию) осуществляется в пределах их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Камчатского края, а также настоящим Порядком.
4. Основные задачи организации межведомственного взаимодействия:
1) повышение оперативности в получении информации о детях, пострадавших от жестокого обращения, с целью своевременного принятия соответствующих мер;
2) получение доступной информации для несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению, членов их семей, о службах и учреждениях, куда можно обратиться за помощью;
3) разработка общего алгоритма действий специалистов, выявивших детей, пострадавших от жестокого обращения.
5. Субъекты профилактики осуществляют свою деятельность в переделах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края.
6. Основными функциями Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП) являются:
1) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, им способствующих, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
2) обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, их защите от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
8. В рамках межведомственного взаимодействия субъекты профилактики информируют КДН и ЗП о выявленных фактах жестокого обращения в отношении несовершеннолетних в соответствии с Примерным порядком экстренного реагирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае на факты чрезвычайных происшествий с участием несовершеннолетних.
9. Основными функциями органов опеки и попечительства над несовершеннолетними в Камчатском крае (далее – органы опеки) по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения, в Камчатском крае являются:
1) осуществление защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решения в части защиты прав несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (единственным родителем), или лицами (лицом), их заменяющими(им), обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами;
3) отобрание детей от родителей (единственного родителя) или лиц (лица), их заменяющим, при непосредственной угрозе их жизни, здоровью, а также определение последующей формы их жизнеустройства;
4) формирование банка данных, содержащего сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории конкретного муниципального образования в Камчатском крае;
5) осуществление контроля за опекунами (попечителями) и приёмными родителями;
6) решение вопроса об отстранении опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, нарушения прав и законных интересов опекаемого, в том числе при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
7) организация сбора материалов на ограничение (лишение) родительских прав, составление мотивированного заключения и направления материалов в суд;
8) участие в судебных разбирательствах на стороне несовершеннолетнего, подвергшегося жестокому обращению;
9) проведение профилактической и реабилитационной работы с семьями в случае оставления ребенка в семье, если факты насилия не подтвердились, однако в действиях родителей усматривается уклонение от исполнения родительских обязанностей, либо отрицательное влияние на детей.
10. В рамках межведомственного взаимодействия орган опеки получает информацию о несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью:
1) от органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) от должностных лиц организаций и иных граждан;
3) от самого ребенка.
Поступившее сообщение фиксируют в установленном порядке.
В течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органы опеки проводят обследование условий жизни ребенка с целью установления факта отсутствия попечения со стороны родителей или иных законных представителей. Если сообщение об отсутствии родительского попечения или факте жестокого обращения с несовершеннолетним содержит информацию об условиях, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, обследование должно быть проведено незамедлительно.
В случае выявления наличия угрозы для жизни и (или) здоровья ребёнка органы опеки принимают меры по отобранию его у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, и его устройству.
Органы опеки незамедлительно информируют прокуратуру о выявлении несовершеннолетнего, оставшихся без попечения родителей, или иных законных представителей, пострадавшего от жестокого обращения. Если сообщение о жестоком обращении содержит признаки преступления, органы опеки направляют информацию в отдел полиции по месту совершения преступления;
Сведения о ребенке регистрируются в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей;
Органы опеки и попечительства обеспечивают защиту прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Основными функциями органов внутренних дел по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения, в Камчатском крае являются:
1) выявление фактов жестокого обращения, насилия, противоправных действий в отношении детей;
2) установление в действиях родителей (иных законных представителей) состава административного правонарушения, составление протокола и направление на рассмотрение в КДН и ЗП, в течение времени, установленного требованием административного законодательства РФ;
3) постановка на учет в подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по Камчатскому краю (далее - ПДН УМВД) родителей (законных представителей), не выполняющих или выполняющих ненадлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
4) выявление беспризорных и безнадзорных детей и доставляют их в территориальные органы внутренних дел, принятие мер по их устройству в государственные учреждения либо передаче родителям (законным представителям);
5) составление акта о помещении несовершеннолетнего в стационарные отделения для несовершеннолетних учреждений социальной защиты, здравоохранения в отношении безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних (самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из организаций для детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, а также не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию);
6) составление Акта о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка.
12. В рамках межведомственного взаимодействия органов внутренних дел с субъектами профилактики:
1) инспектор ПДН (иной сотрудник органа внутренних дел) незамедлительно информирует по телефону орган опеки и попечительства и руководителя учреждения социального обслуживания населения, по месту проживания несовершеннолетнего о выявлении несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей и/или пострадавшего от жестокого обращения, с целью принятия соответствующих мер;
2) инспектор ПДН (иной сотрудник органа внутренних дел) при необходимости привлекает специалистов других субъектов межведомственного взаимодействия для проведения проверки, а также направляет запросы в субъекты межведомственного взаимодействия об имеющей информации о несовершеннолетнем и членах его семьи и связывается со специалистами, обладающими информацией по этой семье;
3) при направлении несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения инспектор ПДН (иной сотрудник органа внутренних дел) передает дежурному врачу лечебно-профилактического учреждения либо специалисту службы скорой или неотложной медицинской помощи Акт о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка или Акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
4) при направлении несовершеннолетнего в учреждение социального обслуживания инспектор ПДН (иной сотрудник органа внутренних дел) связывается с заведующими стационарных отделений учреждений социального обслуживания по месту жительства выявленного несовершеннолетнего, узнает о наличии свободных мест, решает вопрос об устройстве ребенка, передает Акт о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка или Акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
5) с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, или факта жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего инспектор ПДН (иной сотрудник органа внутренних дел) в течение суток, а в случае выявления факта в выходные и праздничные дни в первый рабочий день, информирует письменными извещениями орган опеки и попечительства, Прокуратуру и КДНиЗП о случившемся.
6) инспектор ПДН регулярно контактирует со специалистами других субъектов межведомственного взаимодействия, проводящих индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетним и семьей. В случае необходимости приглашает специалистов к участию в совместных профилактических мероприятиях, вносит в установленном порядке в соответствующие органы и учреждения предложения о применении к родителям, отрицательно влияющим на детей, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ.
7) инспектор ПДН (иной сотрудник органа внутренних дел) оказывает содействие субъектам межведомственного взаимодействия в организации и проведении правовой пропаганды, в том числе по вопросам предупреждения жестокого обращения.
13. Основными функциями органов здравоохранения и медицинских организаций по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения, в Камчатском крае являются:
1) выявление фактов жестокого обращения, насильственных действий в отношении несовершеннолетних при посещении детей на дому, в случаях обращения, доставления в учреждения здравоохранения;
2) обеспечение приема, обследования и оказания необходимой медицинской помощи;
3) организация медицинского обследования несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, или иных законных представителей по направлению организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) обеспечение круглосуточного приема и содержания в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до трех лет, в подведомственной Министерству здравоохранения Камчатского края организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или иных законных представителей в возрасте до 3 лет;
5) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганда здорового образа жизни.
14. В рамках межведомственного взаимодействия органов здравоохранения и медицинских организаций с субъектами профилактики:
1) медицинские работники информируют субъекты межведомственного взаимодействия:
а) об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов и уклонении родителей от воспитания детей органы прокуратуры, внутренних дел, опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка;
б) о жестоком обращении, содержащем признаки преступления – отдел полиции по месту совершения преступления;
в) о выявленных семьях, находящихся в социально опасном положении, – КДН и ЗП, органы социальной защиты населения;
2) при госпитализации несовершеннолетнего, доставленного должностными лицами субъектов межведомственного взаимодействия, в медицинскую организацию предъявляются документы, предусмотренные для каждого случая приказами:
а) Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 №101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
б) МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»;
в) Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.08.2003 № 414 и № 633 соответственно «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».
15. Основными функциями органов социальной защиты населения по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения, в Камчатском крае являются:
1) осуществление мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, организация индивидуальной профилактическую работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществление социальной реабилитации этих лиц, оказание им необходимой помощи в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
4) участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказание содействия в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
5) Основными функциями учреждений социальной защиты по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения, в Камчатском крае являются: проведение мероприятий по профилактике и противодействию жестокому обращению в отношении несовершеннолетних; оказание комплексной социальной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения; проведение социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пострадавших от жестокого обращения, обеспечение их временного проживания, оказание содействия в дальнейшем устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.
16. В рамках межведомственного взаимодействия органов и учреждений социальной защиты с субъектами профилактики незамедлительно информирует органы опеки и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю по месту проживания несовершеннолетнего о выявлении несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения. В случае, если сообщение о жестоком обращении содержит признаки преступления информация направляется в отдел полиции по месту совершения преступления.
Специалист учреждения в ходе проведения первичной диагностики по факту жестокого обращения с ребенком направляет запросы за подписью руководителя учреждения в субъекты межведомственного взаимодействия об имеющейся информации о несовершеннолетнем и членах его семьи.
Специалист учреждения по истечение трех рабочих дней с момента передачи сообщения в УМВД Российской Федерации по Камчатскому краю и органы опеки и попечительства обменивается информацией о результатах первичной диагностики по факту жестокого обращения с ребенком (полученной информацией) с инспектором ПДН УМВД по Камчатскому краю, специалистом органа опеки и попечительства. Полученная информация фиксируется в личном деле несовершеннолетнего.
Специалист учреждения регулярно контактирует со специалистами других субъектов межведомственного взаимодействия, проводящих индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей. В случае необходимости приглашает специалистов к участию в межведомственных консилиумах либо совместных профилактических мероприятиях.
Если информация о несовершеннолетнем, пострадавшем от жестокого обращения, была получена от одного из субъектов межведомственного взаимодействия, специалист учреждения в срок до 30 календарных дней направляет письмо в данный субъект межведомственного взаимодействия. Письмо должно содержать информацию о результатах проведенной специалистами работы (виды, объем и характер предоставленных услуг семьям и несовершеннолетним), а также предложения по дальнейшему наблюдению за семьей. Дополнительная информация предоставляется по запросу субъектов межведомственного взаимодействия.
Специалист учреждения направляет субъектам межведомственного взаимодействия, от которых была получена информация о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей, и/или пострадавшим от жестокого обращения, находящимся в социально-опасном положении, письмо с информацией о снятии несовершеннолетнего и его семьи с обслуживания с указанием результатов проделанной работы, предложений по дальнейшему сопровождению и причины снятия:
1) выполнение индивидуального плана социального сопровождения;
2) достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;
3) смена места жительства (в этом случае дополнительно необходимо информировать субъекты района, в который переехал жить несовершеннолетний);
4) отказ семьи от сотрудничества;
5) устройство несовершеннолетнего в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17. Основными функциями по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения, в Камчатском крае органов, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются:
1) разработка и внедрение в практику работы образовательных организаций программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
2) участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
3) обеспечение проведения мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
4) оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
5) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
6) выявление фактов жестокого обращения, насилия, противоправных действий в отношении обучающихся, воспитанников;
7) учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
8) выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
9) обеспечение деятельности объединений дополнительного образования и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
10) информирование детей о возможности обращения в специальные службы по фактам насилия, жестокого обращения;
11) организация мероприятий с учащимися и родителями, направленные на профилактику насилия в семьях;
12) формирование социального паспорта учреждения.
18. В рамках межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с субъектами профилактики:
1) при выявлении признаков жестокого обращения, насилия, противоправных действий в отношении обучающихся, воспитанников сотрудник организации незамедлительно информирует администрацию учреждения;
2) администрация учреждения незамедлительно направляет информацию в органы управления образованием, опеки и попечительства, внутренних дел и в КДН и ЗП по месту фактического проживания ребенка;
3) при выявлении сведений о детях, находящихся в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, а также о выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, администрация учреждения незамедлительно информирует орган опеки и попечительства для оказания экстренной помощи, направленной на обеспечение безопасности;
4) в случае выявления беспризорных, безнадзорных детей, самовольно ушедших из семьи или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация учреждения незамедлительно информирует подразделение по делам несовершеннолетних УМВД России по Камчатскому краю;
5) при выявлении несовершеннолетних, длительное время не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательных организациях, организация принимает меры к выяснению причин, в случае установления признаков социального неблагополучия в семье, информируют органы социальной защиты населения и КДН и ЗП по месту жительства данной семьи;
6) в отношении выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения, организацией разрабатывается план психолого-педагогического и социального сопровождения и реабилитации несовершеннолетнего (семьи) (далее – план сопровождения).
7) для оказания комплексной помощи несовершеннолетнему, при составлении плана сопровождения организация взаимодействует с иными субъектами профилактики, привлекая их в качестве соисполнителей. В случае неисполнения специалистами другого ведомства плана сопровождения, администрация информирует об этом КДН и ЗП.
8) информация об исполнении плана направляется в КДН и ЗП.