Проблема детского суицида выявляет широкий спектр воспитательных проблем. Это и проблема сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи. За последние 5 лет случаев суицида среди обучающихся в Тигильском муниципальном районе не было зарегистрировано.

Управлением образования сформирована нормативно-правовая база по вопросам профилактики суицидов, как одного из важных вопросов воспитательной работы  в  общеобразовательном  учреждении:

1. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51,

3. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.,

4. Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,

5. План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537,

6.  «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86;

7.  Статья 14 Федерального закона РФ  № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

8.  ФЗ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах  системы  профилактики  безнадзорности  и правонарушений  несовершеннолетних»;

9.   Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);

10.   Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");

11.   Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30),

12.  Постановление администрации Тигильского муниципального района  № 438 от 03.11.2011 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или находящихся в трудной  жизненной ситуации, в муниципальном учреждении «Тигильский комплексный центр социального обслуживания населения»

13. Приказ управления образования администрации Тигильского муниципального района от 28.04.2012 № 65-Д, которым был утверждён Комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся ОУ в ТМР.

 

В штатных расписаниях образовательных учреждений имеется всего 1 ставка педагога-психолога и 2 ставки социального педагога (МБОУ «Тигильская СОШ» 0,5 ст. педагога-психолога, 1 ст. социального педагога, МБОУ «Усть-Хайрюзовская СОШ» 1 ст. социального педагога, МБОУ «Седанкинская СОШ» 0,5 ст. педагога-психолога). Управление образования рекомендовало руководителям ОУ в срок до 1 сентября 2012 года рассмотреть возможность введения в штатные расписания должностей педагога-психолога и социального педагога.

В настоящее время эти функции выполняются классными руководителями:  профилактическая работа с детьми «группы риска», в т.ч. работа по выявлению учащихся с нарушенными внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми взаимоотношениями и  работа по их реабилитации,  выявление детей, склонных к суициду и профилактика суицидальных проявлений, формирование ценностно-смысловой жизнеутверждающей позиции у несовершеннолетних, изучения проблем семьи,  подростковой и молодежной среды, формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, обеспечение социально-правовой защиты и психологической поддержки участников образовательного процесса, изучение характера, предотвращение и ликвидация конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии воспитуемых, вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности, организация школьного самоуправления, формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Управлением образования разработан и утверждён Комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся образовательных учреждений в Тигильском муниципальном районе на 2012 год. Каждое образовательное учреждение имеет планы работ, программы направленные на профилактику суицидального поведения обучающихся.

Районные  и  школьные мероприятия, направленные на формирование антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов проводятся в следующих формах:

-  классные часы, разработанные с учетом возраста учащихся по программам «Здоровье-богатство на все времена», «Мой выбор», «Твоё  здоровье», «Здоровая  школа», «Разговор о правильном  питании»;

- урок медиа-безопасности 1 сентября;

- дни правовых знаний;

- телефон  доверия;

- циклы районных  и  школьных спортивных соревнований;

-  дни Здоровья;

-  цикл классных родительских собраний «Как прекрасен этот мир…», «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей»;

- родительский лекторий «Ненасильственные методы воспитания»;

- общешкольные родительские собрания «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника», «Здоровая семья – залог здорового общества»;

-  конкурс  рисунков «Красота жизни», «Добрая улыбка»;

-  для старшеклассников  конкурс  сочинений на тему «Для чего я живу», «Мой девиз по жизни», «Мой род»;

-  конкурс газет «В здоровом теле здоровый дух», «Как дожить до ста лет»;

- выставки «Жизнь замечательных людей», приуроченные к предметным неделям (в течение года);

-  встречи с интересными людьми.


Комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся

образовательных учреждений в Тигильском муниципальном районе на 2012 год

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1.

Разработка и утверждение комплекса мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся в образовательных учреждениях Тигильского муниципального района

апрель 2012 года

Синицинская М.В., заместитель начальника управления образования

2.

Разработка программ (разделов, модулей комплексной программы) по профилактике девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся

май 2012 года

Руководители образовательных учреждений

3.

Включение в программы воспитательной работы школы мероприятий по профилактике девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся

май 2012 года

Руководители образовательных учреждений

4.

Разработка программ индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска

весь период

Руководители образовательных учреждений

5.

Организация повышение квалификации педагогических кадров (в том числе педагогов-психологов, социальных педагогов), руководителей образовательных учреждений по вопросам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в трудной жизненной ситуации, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также профилактики суицидального поведения обучающихся

весь период

(по плану-графику КГОУ ДОВ Камчатский ИПКПК)

Управление образования,

руководители образовательных учреждений

6.

Введение дополнительных ставок педагога- психолога, социальных педагогов в образовательных учреждениях Тигильского муниципального района

до 1 сентября 2012 года

Руководители образовательных учреждений

7.

Обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами, в том числе педагогами-психологами и социальными педагогами, в соответствии с кадровыми и психолого-педагогическими условиями реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования

весь период

Управление образования,

руководители образовательных учреждений

8.

Организация взаимодействия образовательных учреждений Тигильского муниципального района с учреждениями здравоохранения

весь период

Управление образования,

руководители образовательных учреждений

9.

Проведение родительского всеобуча «Роль семьи в формировании антисуицидальных установок у детей и подростков»

весь период

Руководители образовательных учреждений

10.

Участие образовательных учреждений Тигильского муниципального района в краевой акции волонтёров «Мы голосуем за жизнь!»

сентябрь 2012

КГБОУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,

управление образования,

руководители образовательных учреждений

11.

Осуществление профилактики негативного влияния средств массовой информации, современных информационных технологий на психику детей и подростков постоянно

 

весь период

Руководители образовательных учреждений

12.

Организация системной социально-психологической работой  с детьми и подростками из семей, находящихся в социально-опасном состоянии, направленной на устранение негативных последствий внутрисемейных конфликтов

 

весь период

Руководители образовательных учреждений

13.

Разработка комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение самоубийств, повышение эффективности индивидуальной и просветительской работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями). Проводить собрания с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) относительно проблем предупреждения самоубийств в среде детей и подростков, размещая материалы в районной газете «Панорама», на официальных сайтах образовательных учреждений

 

весь период

Руководители образовательных учреждений