Проблема детского суицида выявляет широкий спектр воспитательных проблем. Это и проблема сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи. За последние 5 лет случаев суицида среди обучающихся в Тигильском муниципальном районе не было зарегистрировано.
Управлением образования сформирована нормативно-правовая база по вопросам профилактики суицидов, как одного из важных вопросов воспитательной работы в общеобразовательном учреждении:
1. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51,
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.,
4. Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,
5. План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537,
6. «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86;
7. Статья 14 Федерального закона РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
8. ФЗ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
9. Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
10. Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
11. Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30),
12. Постановление администрации Тигильского муниципального района № 438 от 03.11.2011 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или находящихся в трудной жизненной ситуации, в муниципальном учреждении «Тигильский комплексный центр социального обслуживания населения»
13. Приказ управления образования администрации Тигильского муниципального района от 28.04.2012 № 65-Д, которым был утверждён Комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся ОУ в ТМР.
В штатных расписаниях образовательных учреждений имеется всего 1 ставка педагога-психолога и 2 ставки социального педагога (МБОУ «Тигильская СОШ» 0,5 ст. педагога-психолога, 1 ст. социального педагога, МБОУ «Усть-Хайрюзовская СОШ» 1 ст. социального педагога, МБОУ «Седанкинская СОШ» 0,5 ст. педагога-психолога). Управление образования рекомендовало руководителям ОУ в срок до 1 сентября 2012 года рассмотреть возможность введения в штатные расписания должностей педагога-психолога и социального педагога.
В настоящее время эти функции выполняются классными руководителями: профилактическая работа с детьми «группы риска», в т.ч. работа по выявлению учащихся с нарушенными внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми взаимоотношениями и работа по их реабилитации, выявление детей, склонных к суициду и профилактика суицидальных проявлений, формирование ценностно-смысловой жизнеутверждающей позиции у несовершеннолетних, изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды, формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, обеспечение социально-правовой защиты и психологической поддержки участников образовательного процесса, изучение характера, предотвращение и ликвидация конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии воспитуемых, вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности, организация школьного самоуправления, формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Управлением образования разработан и утверждён Комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся образовательных учреждений в Тигильском муниципальном районе на 2012 год. Каждое образовательное учреждение имеет планы работ, программы направленные на профилактику суицидального поведения обучающихся.
Районные и школьные мероприятия, направленные на формирование антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов проводятся в следующих формах:
- классные часы, разработанные с учетом возраста учащихся по программам «Здоровье-богатство на все времена», «Мой выбор», «Твоё здоровье», «Здоровая школа», «Разговор о правильном питании»;
- урок медиа-безопасности 1 сентября;
- дни правовых знаний;
- телефон доверия;
- циклы районных и школьных спортивных соревнований;
- дни Здоровья;
- цикл классных родительских собраний «Как прекрасен этот мир…», «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей»;
- родительский лекторий «Ненасильственные методы воспитания»;
- общешкольные родительские собрания «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника», «Здоровая семья – залог здорового общества»;
- конкурс рисунков «Красота жизни», «Добрая улыбка»;
- для старшеклассников конкурс сочинений на тему «Для чего я живу», «Мой девиз по жизни», «Мой род»;
- конкурс газет «В здоровом теле здоровый дух», «Как дожить до ста лет»;
- выставки «Жизнь замечательных людей», приуроченные к предметным неделям (в течение года);
- встречи с интересными людьми.
Комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся
образовательных учреждений в Тигильском муниципальном районе на 2012 год
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Разработка и утверждение комплекса мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся в образовательных учреждениях Тигильского муниципального района |
апрель 2012 года |
Синицинская М.В., заместитель начальника управления образования |
2. |
Разработка программ (разделов, модулей комплексной программы) по профилактике девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся |
май 2012 года |
Руководители образовательных учреждений |
3. |
Включение в программы воспитательной работы школы мероприятий по профилактике девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся |
май 2012 года |
Руководители образовательных учреждений |
4. |
Разработка программ индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска |
весь период |
Руководители образовательных учреждений |
5. |
Организация повышение квалификации педагогических кадров (в том числе педагогов-психологов, социальных педагогов), руководителей образовательных учреждений по вопросам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в трудной жизненной ситуации, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также профилактики суицидального поведения обучающихся |
весь период (по плану-графику КГОУ ДОВ Камчатский ИПКПК) |
Управление образования, руководители образовательных учреждений |
6. |
Введение дополнительных ставок педагога- психолога, социальных педагогов в образовательных учреждениях Тигильского муниципального района |
до 1 сентября 2012 года |
Руководители образовательных учреждений |
7. |
Обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами, в том числе педагогами-психологами и социальными педагогами, в соответствии с кадровыми и психолого-педагогическими условиями реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования |
весь период |
Управление образования, руководители образовательных учреждений |
8. |
Организация взаимодействия образовательных учреждений Тигильского муниципального района с учреждениями здравоохранения |
весь период |
Управление образования, руководители образовательных учреждений |
9. |
Проведение родительского всеобуча «Роль семьи в формировании антисуицидальных установок у детей и подростков» |
весь период |
Руководители образовательных учреждений |
10. |
Участие образовательных учреждений Тигильского муниципального района в краевой акции волонтёров «Мы голосуем за жизнь!» |
сентябрь 2012 |
КГБОУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», управление образования, руководители образовательных учреждений |
11. |
Осуществление профилактики негативного влияния средств массовой информации, современных информационных технологий на психику детей и подростков постоянно
|
весь период |
Руководители образовательных учреждений |
12. |
Организация системной социально-психологической работой с детьми и подростками из семей, находящихся в социально-опасном состоянии, направленной на устранение негативных последствий внутрисемейных конфликтов
|
весь период |
Руководители образовательных учреждений |
13. |
Разработка комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение самоубийств, повышение эффективности индивидуальной и просветительской работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями). Проводить собрания с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) относительно проблем предупреждения самоубийств в среде детей и подростков, размещая материалы в районной газете «Панорама», на официальных сайтах образовательных учреждений
|
весь период |
Руководители образовательных учреждений |