Финансовый орган Тигильского района согласно документам Агентства по делам архивов Камчатского края, (фонд №1, дело №1, лист 3 и дело №861, лист 194) был создан 1 октября 1926 года и назывался «Финансовый отдел Тигильского районного революционного комитета».
В районном архиве имеется фотокопия «Отчетного доклада Тигильского районного ревкома первому районному съезду Советов» (ГАКО фонд 195, дело 3, листы 32,33), из которой становится известно, что Съезд проходил в марте 1927 года и даются итоги работы Тигильского районного революционного комитета за 1926 год:
«В район входят 14 сельсоветов с количеством населения 1075 человек кочующих коряк и ламутов со своим самоуправлением».
Во вводной его части есть такая фраза: «районный бюджет у нас введен только первый год, почему возможна в таковом и есть шероховатость» и далее:
«Бюджет нам выражается в 81.184 рубля, причем, построен так:
В доходной части: разные поступления – 150 руб.
надбавки к налогам и сборам – 36.911 руб.
отчисления от госдоходов – 63 руб.
пособия из фонда регулирования Краевого фонда – 44.060 руб.
ИТОГО: 81.184 руб.
Расходная часть: общеадминистративные расходы
райревком – 15.597 руб.
сельсоветы – 8.585 руб.
охрана общественного порядка – 6.950 руб.
народное образование – 34.097 руб.
народное здравоохранение – 14.055 руб.
сельское хозяйство – 1.924 руб.
политпросвет работа – 2.844 руб.
ИТОГО: 81.184 руб.».

Аппарат Тигильского райревкома в 1926 году – году образования Тигильского района – состоял из 5 человек.
Отдельным разделом в докладе показано состояние бюджета.
«Бюджет района существует первый год, в процессе работы приходилось встречать ряд препятствий–неясностей, но благодаря внимательному отношению Окрфо разъяснения, хотя с большим опозданием, но получались. Немало на работу финансовой части влияла перегруженность в работе сотрудников. Например, почти весь год должность казначея совмещал Секретарь и в то же время заместитель Председателя РИКа. Завфинчастью совмещал должность счетовода. Но, несмотря на указанные выше трудности, работа по исполнению бюджета к настоящему времени выражается в следующих цифрах.
Доходная часть районного бюджета выполнена за отчетный год на 97,9%, а расходная часть на 91,1%.»
В этом же отчетном докладе отмечается проделанная работа по бюджетному планированию: «Бюджет 1927/28 год детально и продолжительно прорабатывался при РИКе и составлен в пределах 160 тысяч. Перед отсылкой сметы в Петропавловск получена телеграмма Окревкома, составить бюджет в пределах старых цифр, т.е. 81 тысяча рублей. Ясно, что за несколько дней до парохода детально прорабатывать смету 1927/28 б.г. не пришлось. Составленная расходная смета на 100537 руб. была препровождена в Петропавловск».
Проблемы с исполнением бюджета также указаны в отчетном докладе: «С наступлением 1927/28 б.г. Райисполком столкнулся с отсутствием книг и бланков для финансовой части. На преждевременные и последующие телеграфные запросы как Окрфо, так и Окрревком не отвечали. Не получая ответа, РИК воздержался от самостоятельного заказа книг и бланков, что привело к полному отсутствию таковых к новому 1927/28 б.г.»
С изменением структуры органов исполнительной власти в Тигильском районе изменялось и название финансового органа района:
- с 01.10.1926г. – Финансовый отдел Тигильского районного революционного комитета;
- с 14.06.1927г. – Финансовый отдел Исполнительного комитета Тигильского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Корякского национального округа Камчатской области;
- с 1939г. – Финансовый отдел Исполнительного комитета Тигильского районного Совета депутатов трудящихся;
- с 1977г. – Финансовый отдел Исполнительного комитета Тигильского районного Совета народных депутатов;
- с 1993г. – Районный финансовый отдел администрации Тигильского района;
- с 1995г. – Финансовый отдел администрации Тигильского района;
- с 2005г. – Финансовый отдел администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»;
- с 2009г. – Финансовое управление администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район».
В фонде муниципального архива имеется в наличии «Книга приказов РИКа за 1948-1950 годы». Согласно приказу №1 от 2 января 1948 года заведующим районным финансовым отделом назначается Сорокин Иван Александрович. В ноябре 1949 года – Белокопытов В.А.
Из документов «Распоряжения по Тигильскому райисполкому» за 50-е – 70-е годы последовательно восстанавливаем фамилии заведующих финансовым отделом Тигильского райисполкома: Ковальчук Николай Ерофеевич работал до 08.06.1959г., Семерьянов Михаил Гаврилович (с июля 1959г. по 10.06.1962г.); Глубоких Лидия Петровна (с 09.07.1962г.), Кистенев Анатолий Павлович работал до июля 1975г. Далее заведующей назначается Адамюк Лилия Алексеевна. В 80-х годах в должности заведующего работали: Брежнев Анатолий Николаевич, Чернийчук Станислав Константинович, Матренина Галина Николаевна. В 90-х годах: Лебедева (Нидзельская) Ольга Федоровна, Рубан Надежда Григорьевна. С 1997 года – Крысенко Зинаида Михайловна, после ее смерти и по настоящее время (с июля 2009г.) - Тищенко Мария Владимировна.
Начиная с 1940 года, в штатную структуру финансового отдела вводится должность контролера-ревизора. По личным делам работников финансового отдела, которые сохранились и находятся в муниципальном архиве, прослеживаем контролеров-ревизоров Тигильского района с 1940 года по 1991 год: Колесниченко А.П. (1940-1941г.г.), Рынейский Е.К. (1943-1944г.г.), Сорокин И.А. (1945-1947г.г.), Шкабров В.К. (с 1961г.), Глубоких Л.П. (1974г.), Битхаева С.И. (1974-1975г.г.), Юдаев П.С. (1975-1976г.г.), Ванжула Р.К. (1976-1987г.г.), Попов М.Ю. (1988-1991г.г.).
Интересные и самоотверженные люди работали в финансовом отделе Тигильского района, которые порой совершали подвиги сами того не сознавая. Налоговые инспекторы, контролеры-ревизоры постоянно выезжали в села, хотя сообщение между районным центром и сельскими поселениями осуществлялось летом на лошадях, а зимой на собачьих упряжках. Выезд до г. Петропавловска-Камчатского и обратно возможен был только на пароходе.
Одним из них был Саранча Павел Кириллович, 1917 г.р., уроженец Ворошиловоградской области. После демобилизации из морфлота, награжденный медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией», в 1948 году он приезжает в Тигильский район с женой и шестью детьми.
Тигильский районный комитет ВКП(б) 24 октября 1951 года направляет заведующему райфо В.А.Белокопытову следующее: «Направляем на работу в Ваше распоряжение члена ВКП(б) тов. Саранча П.К. Определите его на работу по своему усмотрению. Секретать Тигильского РК ВКП9Б0 Попов.» Приказом по Тигильскому райфинотделу от 26.10.1951 №41 тов. Саранча П.К. принят на работу в качестве участкового налогового инспектора по Южному кусту района. 23 февраля 1952 года его повышают в должности и утверждают на должность участкового инспектора по налогам, а 27 декабря 1955 года - на должность старшего инспектора по налогам.
Увольняется тов. Саранча П.К. из райфинотдела тоже на основании распоряжения Тигильского райкома КПСС от 09.02.1959 №61/2.
Неординарной личностью был Семерьянов Михаил Гаврилович, который издал приказ об освобождении от работы старшего инспектора по налогам Саранчу П.К.
16 ноября 1957 года правительственной телеграммой в адрес облфинотдела поступило указание заместителя Министра финансов РСФСР Бурлаченко о переводе Семерьянова М. Г. из Рубцовского горфо в распоряжение Камчатского облфинотдела. Приказом по Камчатскому областному финансовому отделу от 02.01.1958 №1 Семерьянов Михаил Гаврилович (1930 г.р.) был назначен на должность старшего инспектора по бюджету Тигильского райфинотдела. Уроженец Алтайского края из семьи крестьян закончил в 1951 году Семипалатинский финансовый техникум, а в 1957 году - Всесоюзный заочный финансовый институт. На момент перевода на Камчатку имел 6-ти летний стаж финансовой работы. За работу в военные годы был награжден медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны», а за работу инспектором в финорганах Казахстана и Алтайского края награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель».
В характеристике, выданной заведующим финансовым отделом Рубцовского городского финансового отдела Алтайского края, указано, что Михаил Гаврилович «проявил себя хорошим добросовестным работником, за достигнутые успехи в работе он неоднократно поощрялся объявлением благодарностей, занесением на доску почета и выдачей денежной премии». На Камчатке после 9 месяцев работы он был отмечен в приказе по Камчатскому областному финансовому отделу от 06.11.1958 № 93: «За добросовестное исполнение служебных обязанностей объявить благодарность Семерьянову М. Г. –старшему инспектору бюджета Тигильского райфинотдела».
А 01.07 1959 года Семерьянова Михаила Гавриловича назначают заведующим Тигильским райфинотделом. В период советской власти финансово-хозяйственной деятельностью Тигильского района руководил райком партии - с чем Семерьянов М.Г. не всегда соглашался. В личном деле Семерьянова имеется телеграмма в адрес заведующего Камчатским облфинотделом К.Кривоносова следующего содержания: «сегодня сложил обязанности заведующего вынужденному собственному желанию если хотите можете узнать правду только райкоме партии семерьянов». 17 августа 1962 года он уволился и уехал с семьей на материк.
В 1990-е годы события в жизни финансовых органов происходили в условиях постсоветсткого Дальнего Востока. Основными задачами финансового отдела администрации Тигильского района в эти годы являлись:
-разработка и реализация единой финансовой политики на территории района;
-составление проекта и исполнение районного бюджета;
-целевое финансирование общерайонных потребностей;
-совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
-осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств.
В этот период исполняет обязанности заведующего райфинотделом Рубан Надежда Григорьевна с 28.11.1990г. по 30.10.1997г.
После отъезда Рубан Н.Г. на материк заведующей райфинотделом назначается Крысенко Зинаида Михайловна, которая в течение 10 лет занимает эту должность вплоть до своей скоропостижной смерти 05 апреля 2009 года.
Зинаида Михайловна была настоящим «трудоголиком», считала построение устойчивой финансовой системы в Тигильском муниципальном районе главной целью своей жизни. Имея среднее специальное образование по специальности «государственные доходы», она заочно заканчивает в 2001 году Камчатский государственный технический университет по специальности «финансы и кредит» и в 2004 году получает второе высшее образование в Дальневосточном государственном техническом университете по специальности «государственное и муниципальное управление». Имея большие теоретические знания, она не могла их в полной мере применить практически из-за полного разлада во взаимодействии исполнительной и представительной властей Тигильского муниципального района в тот период. Начиная с 2004 года, Собрание депутатов Тигильского муниципального района в течение трех лет не рассматривало и не утверждало районный бюджет. Правовая неразбериха вызвала хаос в управлении финансами. В этот период финансирование осуществлялось по мере поступления заявок от бюджетополучателей в пределах поступивших доходов. Кредиторская задолженность в 2007 году составила 348,3 млн. рублей, в том числе задолженность по бюджетным ссудам 135,5 млн. рублей.
В это время Крысенко З.М. разрабатывает Программу мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в Тигильском муниципальном районе, весь 2007 год проводилась работа по реформированию бюджетных учреждений и оздоровлению финансов, инвентаризация сетей, штатов, контингентов бюджетных учреждений. Она много работает над вопросом урегулирования полномочий между муниципальными образованиями Тигильского района в соответствии с федеральным законом №131-ФЗ. Результатом этой работы является консолидированный бюджет района за 2007 год, состоящий из бюджетов сельских поселений «село Тигиль» и «село Усть-Хайрюзово» и бюджета Тигильского муниципального района, с включением в него составной частью доходов и расходов остальных пяти сельских поселений: «село Седанка», «село Лесная», «село Ковран», «село Хайрюзово» и «село Воямполка». Ее мечта была: формировать консолидированный бюджет Тигильского муниципального района из районного бюджета и бюджетов 7 сельских поселений.
Зинаида Михайловна гордилась, что впервые за многие годы застоя и неразберихи был принят и опубликован в средствах массовой информации районный бюджет на 2008 год до наступления финансового года. Вот только тяжелая болезнь не позволила ей работать над его исполнением.
С 1 июля 2008 года сначала временное исполнение обязанностей начальника финансового управления, а с 1 июля 2009 года на постоянной основе принимает на себя Тищенко Мария Владимировна, до этого занимавшая должность заместителя начальника Управления Федерального казначейства по Корякскому автономному округу. Это были критические времена для бюджета Тигильского муниципального района, собственные доходы и межбюджетные трансферты, поступавшие из окружного бюджета, направлялись в основном на выплату заработной платы бюджетникам и на завоз энергоносителей.
К моменту объединения Корякского автономного округа с Камчатской областью сложилась крайне катастрофическая ситуация с погашением кредиторской задолженности, образовавшейся за 2004-2007 годы. Инвентаризация просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2008 года выявила результат: 152.829,4 тыс. рублей просроченной задолженности поставщикам и подрядчикам, в том числе по коммунальным услугам предприятиям ЖКХ - 35.445,5 тыс. рублей, по компенсации расходов местных бюджетов на покрытие убытков организаций жилищно-коммунального хозяйства, оказывающих услуги населению – 102.653,3 тыс.рублей. В течение 2008 года финансовое управление администрация Тигильского муниципального района, под пристальным руководством Министерства финансов Камчатского края, прилагало усилия по погашению данной задолженности и недопущению возникновению новой. Была полностью погашена задолженность работникам бюджетных учреждений по проезду в отпуск, по адресным жилищным субсидиям, по проезду больных, задолженность за транспортные услуги, за поставку дров и продуктов. В целом просроченная кредиторская задолженность уменьшилась на сумму 11.359,2 тыс.рублей и составила на 01.01.2009 г. 141.470,2 тыс.рублей.
Когда пришла Тищенко М.В., в финансовом управлении осталось в наличии всего три человека: главный бухгалтер Курочкина Т.М., ведущий специалист отдела бухгалтерского учета и отчетности Токарь Е.В. и ведущий специалист бюджетного отдела Руденко В.В. Нагрузка на специалистов была непомерная, особенно на главного бухгалтера.
Тамара Михайловна к тому времени проработала в должности главного бухгалтера райфо 13 лет. Приехав в 1971 году молодым специалистом, по направлению после окончания Красноярского строительного техникума, Тамара Михайловна проработала 24 года в Тигильском СМУ и выросла до главного бухгалтера. В мае 1995 года была приглашена на работу в финансовый отдел Тигильской районной администрации на должность главного бухгалтера. За время работы в финансовом управлении Курочкина Тамара Михайловна зарекомендовала себя грамотным специалистом в вопросах бухгалтерского учета и отчетности, проявила хорошие деловые качества и профессиональную подготовку.
Она хорошо знала финансовую практическую сторону работы органов местного самоуправления Тигильского муниципального района и сельских поселений. Постоянно участвовала в проведении ревизий в администрациях сельских поселений и это ей не было в тягость. Командировка в село Лесная закончилось спасательной операцией МЧС. Тамара Михайловна вместе с главным ревизором-контролером Боровковым В.А. в составе группы специалистов районной администрации в апреле 1998 года выехала из Паланы в Лесную на вездеходе. На полпути вездеход сломался и пришлось ночевать в нем посреди тундры, а на следующий день вертолетом МЧС районных чиновников доставили в Лесную. В Лесной работали и жили в здании администрации, а вот с питанием получился казус. В те годы в селах очень туго было с продуктами и питались тем, что привезли с собой. С собой привезли селедку и чистили ее на предвыборных плакатах одного из кандидатов в депутаты окружной Думы. Плакатов было больше, чем жителей в Лесной, а бумага была глянцевая, очень удобная для чистки селедки. Кандидат в депутаты потом очень обиделся и долго не разговаривал с Тамарой Михайловной.
Курочкиной Т.М. были присущи оптимизм и добросовестное отношение к порученному делу, которое она выполняла, не считаясь с личным временем, исполнительность и умение мобилизоваться на выполнение поставленных задач. Она пользовалась большим уважением и авторитетом у коллег по работе, глав администраций сельских поселений, руководителей и работников бюджетных учреждений Тигильского муниципального района.
Тамара Михайловна была очень веселым и остроумным человеком. Ни один праздник не обходился без ее участия. Она вела большую общественную работу в селе Тигиль, неоднократно принимала участие в работе участковой избирательной комиссии, в течение 25 лет занималась аэробикой.
Внезапная неизлечимая болезнь застала Тамару Михайловну за подготовкой годового отчета за 2010 год, в больничной палате за два дня до смерти она продолжала складывать отчет. 5 марта 2011 года весть о скоропостижной смерти замечательного человека и бессменного главного бухгалтера финансового управления Курочкиной Тамары Михайловны потрясла весь район.
Многолетний добросовестный труд Курочкиной Тамары Михайловны неоднократно отмечался грамотами и благодарностями, в сентябре 2002 года грамотой Губернатора Корякского автономного округа, в июле 2007 года получила благодарность Губернатора Корякского автономного округа, а в сентябре 2010 года отмечена почетной грамотой Законодательного Собрания Камчатского края.
За свой долголетний труд и профессионализм Курочкина Тамара Михайловна награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».
Должность главного бухгалтера была предложена Макеевой Ирине Ивановне, у которой первым наставником и учителем была Курочкина Т.М.
За пять лет, которые прошли со времен объединения Камчатской области и Корякии, многое изменилось в лучшую строну, появилась стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Начиная с 2008 года, в Тигильском муниципальном районе ежегодно принимается и исполняется районный бюджет.
Рост динамики показателей районного бюджета приведен в таблице:
( в тыс.рублей) 

годы

доходы  бюджета

расходы бюджета

2008

538 189,400

541 694,400

2009

642 752,307

656 312,157

2010

619 305,848

620 386,003

2011

675 811,064

678 427,710

2012

702 409,000

705 194,371

темп роста к 2008 году в %%

130,5

130,2

Собственные налоговые и неналоговые доходы районного бюджета увеличились в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 35.027,7 тыс. рублей и составили 69.627,77 тыс. рублей.
Основные направления, которые строго выполняются при исполнении районного бюджета, это сбалансированность доходов и расходов, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления развития экономики муниципального образования, обеспечение прозрачности бюджета.
Для выхода из кризисной ситуации с погашением долгов прошлых лет администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в 2009 году обращалась в Правительство Камчатского края с просьбой об оказании финансовой помощи районному бюджету для погашения просроченной кредиторской задолженности в сумме 62.887,0 тыс.рублей для погашения исполнительных листов.
В 2010 году было оплачено исполнительных листов Арбитражных судов на сумму 85.308,537 тыс.рублей, в том числе за счет оказанной помощи из краевого бюджета 59.710,467 тыс.рублей, в 2011 году – 11.840,84 тыс.рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета – 9.746,85 тыс.рублей.
Начиная с 2010 года, бюджет Тигильского муниципального района приобрел социальную направленность, расходы на образование, здравоохранение, культуру и на социальную политику выросли в 2012 году к 2008 году на 176,18%.
finohist

За прошедшие 5 лет обеспечен значительный рост доходной базы, проведена большая работа по совершенствованию межбюджетных отношений, что позволяет органам местного самоуправления поселений эффективнее и качественнее выполнять свои обязательства перед населением.
Практика показала, что наиболее эффективным является планирование межбюджетных трансфертов целевым направлением. Районным бюджетом ежегодно утверждаются иные межбюджетные трансферты бюджетам сельских поселений под конкретные цели и мероприятия.
Программные методы исполнения бюджета дали свои положительные результаты: из года в год увеличивается количество принимаемых районных целевых программ:
(в тыс.рублей)

 

годы

количество  РЦП

суммы расходов бюджета на РЦП

2008

5

1.573,0

2009

15

10.223,37

2010

13

3.809,64

2011

26

27.182,92

2012

37

122.518,69

темп роста к 2008 году в %%

 

 

795,85%

Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств формируются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения через районные целевые программы.

Районный бюджет на 2011 год имел приоритетное направление на инвестиционные мероприятия: на эти цели было направлено 35.158,0 тыс. рублей.
Впервые за последние два десятилетия обращено внимание на благоустройство наших сельских поселений, расходы районного бюджета в 2011 году составили 11.921,1 тыс.рублей, а на 2012 год запланировано 28.689,03 тыс.рублей.
За прошедшие пять лет сформирована нормативная база прохождения бюджетного процесса в Тигильском муниципальном районе, что позволило на более высокий уровень поднять исполнение районного бюджета.
Основной задачей финансового управления, как главного распорядителя средств районного бюджета, является выработка единой финансовой и бюджетной политики в Тигильском муниципальном районе и ее реализация путем принятия сбалансированного районного бюджета. Основное направление деятельности - внедрение исполнения районного бюджета на прогрессивные методы. На этом участке достигнуты значительные результаты: все направления работы по исполнению бюджетов и сводная роспись автоматизированы в программный комплекс «Бюджет-КС».
В 2009 году были впервые сформированы и приняты бюджеты сельских поселений и поскольку специалисты-финансисты в селах отсутствовали, администрацией района были заключены соглашения по передаче части полномочий по исполнению бюджетов с сельскими поселениями «село Седанка», «село Лесная», «село Ковран», «село Воямполка» и «село Хайрюзово». С 2011 года соглашение заключено с администрацией сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», а с 2012 гола – «село Тигиль». В 2011 году в финансовом управлении образован отдел по выполнению полномочий сельских поселений.
С момента образования отдела была проведена большая работа по открытию счетов бюджета, лицевых счетов бюджетополучателей, разработан регламент по документообороту между Финансовым управлением и сельскими поселениями. Из-за отдаленности сел от районного центра на пути формирования отдела возникало немало трудностей, электронный документооборот практически не осуществлялся из-за отсутствия или не настроенности интернета, документы почтой поступали с большим опозданием по причине плохого транспортного сообщения. На сегодняшний день, совместными усилиями работников финансового управления всех отделов, обмен документами происходит в электронном виде.
Отдел выполняет функции по финансовому и бюджетному планированию, разработке составлению проектов бюджетов сельских поселений. Отдел осуществляет контроль над распределением расходов бюджетов сельских поселений, составлением и ведением бюджетной росписи бюджетов сельских поселений, в соответствии с Регламентом о порядке и условиях обмена информацией, обеспечивает контроль за своевременным доведением бюджетных назначений до получателей средств бюджетов сельских поселений, выполняет функции администратора доходов бюджетов сельских поселений, обеспечивает контроль за своевременным и качественным составлением ежемесячной бюджетной отчетности (консолидированной) об исполнении бюджетов сельских поселений. Вся бюджетная отчетность по исполнению бюджетов поселений автоматизирована и формируется в программном комплексе «Бюджет-КС» и «СКИФ».