C 1 января 2020 года вводится обязанность для работодателей ежемесячно представлять в Пенсионный фонд РФ сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян.
Для этих целей индивидуальный лицевой счет дополняется новым разделом, содержащим сведения о приеме, увольнении, переводе работника, наименовании должности (профессии), основаниях кадрового мероприятия (дата и номер приказа), а также о выборе ведения сведений о трудовой деятельности.
Сведения о трудовой деятельности будут предоставляться работодателем о каждом лице, в отношении которого производились кадровые изменения, ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего месяцу, в котором осуществлено кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение, заявление о выборе способа ведения ТК). Форма для представления таких сведений в настоящее время разрабатывается и будет утверждена Пенсионным фондом РФ.
При представлении указанных сведений впервые в отношении работника работодатель одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года.
Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке:
• Информация о работнике;
• Даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
• Место работы;
• Вид мероприятия (прием, перевод, увольнение);
• Должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение;
• Вид поручаемой работы;
• Основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа);
• Причины прекращения трудового договора.
Начиная с 1 января 2021 года сведения о приеме на работу или увольнении будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
Передача сведений будет реализована в рамках существующего формата взаимодействия работодателей с территориальными органами Пенсионного фонда.
В связи с введением электронных трудовых книжек работодателям необходимо в течение 2020 года осуществить ряд мероприятий по реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации, включающих:
1) принятие или изменение локальных нормативных актов (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
2) подготовка и обсуждение с уполномоченными в установленном порядке представителями работников изменений (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;
3) обеспечение технической готовности к представлению сведений о трудовой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации;
4) уведомление по 30 июня 2020 года включительно каждого работника в письменной форме о соответствующих изменениях в трудовом законодательстве и праве работника сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки на бумаге или представлением сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Внимание! Ведение сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу с 1 января 2021 года, осуществляется в электронном виде и трудовая книжка на бумажном носителе на указанных работников не оформляется.
Работодатель будет обязан предоставить работнику сведения о трудовой деятельности за период работы у работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе или в форме электронного документа):
– в период работы - не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;
– при увольнении - в день прекращения трудового договора.
За ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по представлению сведений о трудовой деятельности, должностное лицо такого работодателя несет ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на сайте Портала государственных услуг.
Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявление:
• работодателю (по последнему месту работы);
• в территориальном органе Пенсионного фонда России;
• в многофункциональном центре (МФЦ).
Работодателям, использующим для подготовки отчетности в ПФР собственные кадровые программы, необходимо заблаговременно позаботиться и внести соответствующие обновления в программы.
Более подробная информация представлена на официальном интернет-сайте ПФР http://www.pfrf.ru в разделе «Электронная трудовая книжка».

Также по вопросам изменения законодательства специалисты территориальных органов ПФР Камчатского края еженедельно проводят семинары (консультации):
- по вторникам в 10-00 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект Карла Маркса д. 37;
- по средам в 11-00 по адресу: г. Елизово, Камчатский край, ул. Магистральная д.2.