СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
сельское поселение «село Тигиль»
РЕШЕНИЕ
« 22 » сентября 2023 года № 22-нп

Положение о депутатской этике депутатов  Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение «село Тигиль»

(Принято решением 7 сессии 8 созыва Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение «село Тигиль» от 21 сентября 2023 года № 61-р)

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Депутатская этика.

Депутатская этика – совокупность основных моральных и нравственных норм поведения депутата по отношению к установленным законом правам, обязанностям, к другим депутатам, избирателям и иным лицам.

Отношения депутата с должностными лицами, гражданами и другими депутатами

строятся на принципах взаимного уважения и делового этикета.

Статья 2. Основы деятельности депутата Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение «село Тигиль».

1. Деятельность депутата Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение «село Тигиль» (далее Совет народных депутатов) основывается на сочетании интересов государства и интересов своих избирателей, соблюдении законов, следовании

моральным принципам, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.

2. Депутат Совета народных депутатов в своей деятельности должен соблюдать безусловный приоритет прав и свобод человека и гражданина, Конституцию Российской

Федерации, федеральные законы, законы Камчатского края, Устав муниципального образования «Тигильский муниципальный район», Регламент Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение «село Тигиль».

3. Депутат Совета народных депутатов должен в равной мере сохранять собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, а также должностных лиц и граждан.

4. Депутат Совета народных депутатов в своей деятельности, в том числе не связанной с выполнением депутатских полномочий, обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и нравственности, поддерживать авторитет депутата.

5. Депутат Совета народных депутатов должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей и Совета народных депутатов.

Глава 2. Правила депутатской этики на заседаниях Совета народных депутатов и

других его органов. Взаимоотношения с депутатами.

Статья 3. Деятельность депутата в Совета народных депутатов.

1. Каждый депутат Совета народных депутатов содействует созданию в Совете народных депутатов атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и сотрудничества.

2. Взаимоотношения между депутатами строятся на основе равноправия и уважительного отношения независимо от их политической принадлежности.

3. Депутат Совета народных депутатов обязан всесторонне учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей перед принятием решений, проявлять уважение к мнению сотрудников аппарата Совета народных депутатов. Депутат Совета народных депутатов не должен проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных методов.

Статья 4. Обязательность участия в работе Совета народных депутатов, и других его органов.

Депутат районного Совета народных депутатов обязан присутствовать на всех заседаниях Совета народных депутатов, других его органов, членом которых он является. При невозможности присутствовать на заседании Совета народных депутатов, других его органов депутат Совета народных депутатов заблаговременно информирует об этом аппарат Совета народных депутатов соответственно о причинах отсутствия. 

К уважительным причинам относятся: болезнь депутата, командировка, отпуск, семейные обстоятельства.  

Статья 5. Соблюдение порядка работы Совета народных депутатов, других его органов.

Участвуя в заседаниях Совета народных депутатов, других его органов, депутат Собрания депутатов должен следовать принятому порядку работы в соответствии с Регламентом Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение «село Тигиль» (далее – Регламент).

Статья 6. Ограничения во время проведения заседаний.

1. Не допускаются выступления без предоставления слова председательствующим,

выступления не по повестке дня, выкрики, прерывание выступающего.

2. Выступающий на заседании депутат Совета народных депутатов не вправе употреблять грубые, оскорбительные и некорректные выражения и жесты, наносящие ущерб чести и достоинству других депутатов, граждан и должностных лиц, призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать необоснованные обвинения, в чей либо адрес.

3. Недопустимы самовольные действия по прекращению заседания Совета народных депутатов, других его органов, в том числе уход из зала в знак протеста, для срыва заседания.

4. Депутатам рекомендуется во время проведения заседаний Совета народных депутатов, других его органов не пользоваться мобильной и другими видами связи.

Статья 7. Форма обращений и выступлений депутата.

1. Участвуя в заседаниях Совета народных депутатов, других его органов депутат Совета народных депутатов должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председателю, депутатам, и иным лицам, присутствующим на заседании.

Депутаты должны обращаться официально друг к другу и ко всем лицам, присутствующим в зале заседания.

Не допускаются фамильярные и пренебрежительные обращения.

2. Депутат Совета народных депутатов перед началом выступления должен продумать свою речь, чтобы она носила четкую направленность по существу предмета обсуждения.

Выступающий должен изъясняться доступным языком, не допуская пространных

выражений.

3. Депутат Совета народных депутатов, выступая на заседаниях Совета народных депутатов, других его органов, в средствах массовой информации, на собраниях и митингах с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан, обязан использовать только достоверные проверенные факты.

Выступления депутата Совета народных депутатов должны быть корректными, не ущемлять честь, достоинство и деловую репутацию должностных лиц и граждан.

4. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных критических выступлениях непроверенных фактов депутат Совета народных депутатов обязан публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы были затронуты этим выступлением.

Статья 8. Лишение права голоса по отдельному вопросу

1. Выступающий на заседании Совета народных депутатов, других его органов не должен превышать время, отведенное для выступления Регламентом, и отклоняться от обсуждаемого вопроса.

2. По предложению председателя время, необходимое для окончания выступления,

продлевается с согласия большинства депутатов, присутствующих на заседании Совета народных депутатов.

В случае отклонения выступающего от темы обсуждаемого вопроса, председательствующий предупреждает его и предлагает вернуться к обсуждаемому вопросу.

В случае повторного нарушения указанного правила, председательствующий лишает выступающего права на выступление по обсуждаемому вопросу.

Глава 3. Правила депутатской этики во взаимоотношениях депутата Совета народных депутатов с избирателями.

Статья 9. Взаимоотношения депутата с избирателями.

1. Взаимоотношения депутата Совета народных депутатов с избирателями строятся на основе вежливости и взаимного уважения, внимательного отношения депутата к обращениям, жалобам и заявлениям граждан.

2. Представляя интересы своих избирателей, депутат Совета народных депутатов должен:

1) осуществлять свою деятельность в соответствии с наказами избирателей и обещаниями, данными депутатом в период предвыборной кампании;

2) на встречах с избирателями представлять достоверную информацию о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Тигильский район»;

3) служить достижению гуманных и социальных целей: благополучию жителей, повышению уровня их жизни;

4) проявлять уважение и терпимость к убеждениям избирателей, традициям, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному миру и согласию;

5) проявлять выдержку и корректность, особенно в тех ситуациях, когда собственная позиция депутата расходится с мнением избирателя.

Статья 10. Ответственность депутата перед избирателями

1. Депутат Совета народных депутатов поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им.

2. Депутат Совета народных депутатов принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей.

Депутат Совета народных депутатов рассматривает поступившие от избирателей заявления, предложения, способствует, в пределах своих полномочий, правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, лично ведет регулярный прием граждан в общественных приемных на избирательном округе и других, установленных для этих целей местах.

3. Депутат Совета народных депутатов в установленном порядке не реже двух раз в течение года либо по требованию избирателей отчитывается перед ними о своей работе, периодически информируя их о своей депутатской деятельности во время личных встреч или через средства массовой информации.

Информация, предоставляемая депутатом избирателям, должна быть полной, достоверной, объективной.

Глава 4. Правила депутатской этики при работе фракций.

Статья 11. Взаимоотношения депутата с депутатами различных фракций.

1. Члены фракций должны соблюдать правила депутатской этики, установленные

настоящим Положением.

2. В случае поступления письменного обращения о нарушении членом фракции, депутатской группы правил депутатской этики, установленных настоящим Положением,  руководитель фракции вносит данное обращение на рассмотрение фракции и ответ по результатам его рассмотрения направляет гражданину в установленные законодательством сроки.

3. Комиссия по законности, местному самоуправлению, мандатам и Регламенту доводит до сведения регионального отделения политической партии письменное обращение о нарушении правил депутатской этики депутатом, избранным в составе партийного списка кандидатов, выдвинутого данным региональным отделением.

Глава 5. Использование депутатом Совета народных депутатов получаемой

информации и официального бланка.

Статья 12. Неразглашение сведений, полученных депутатом в связи с осуществлением депутатских полномочий.

Депутат Совета народных депутатов не вправе использовать предоставляемую ему государственными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, должностными лицами официальную служебную информацию для извлечения личной выгоды.

Депутат Совета народных депутатов не может разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:

1) касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях;

2) относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением вопроса о нарушении депутатом правил, предусмотренных настоящим Положением;

3) составляют тайну личной жизни избирателя или иного лица и доверены депутату

при условии их неразглашения.

Статья 13. Использование депутатских бланков.

Депутат использует бланки Совета народных депутатов только для официальных запросов, писем и документов, необходимых для осуществления депутатских полномочий. Тексты таких документов должны быть подписаны самим депутатом Совета народных депутатов.

Запрещается передача депутатских бланков другим лицам для использования от имени депутата.

Глава 6. Правила депутатской этики, относящиеся к использованию депутатского статуса.

Статья 14. Использование депутатского статуса.

1. Депутат Совета народных депутатов не вправе использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, должностными лицами и гражданами.

2. Депутат Совета народных депутатов вправе использовать помощь специалистов Тигильской районной администрации и специалистов отдела правового отдела, Совета народных депутатов только в связи с выполнением депутатских полномочий.

Статья 15. Ограничение депутатского статуса.

1. Депутат Совета народных депутатов не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с исполнением депутатских полномочий.

2. Депутат Совета народных депутатов не вправе выступать от имени Совета народных депутатов как его официальный представитель в отношениях с представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, иными государственными, а также общественными органами и органами местного самоуправлении, организациями всех форм собственности, не имея на то специальных полномочий Совета народных депутатов.

3. Депутат Совета народных депутатов не вправе использовать в целях, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, имущество, средства связи, оргтехнику и другое имущество, предоставленное ему для выполнения депутатских обязанностей.

4. Депутаты при осуществлении депутатской деятельности не должны совершать действий, связанных с влиянием каких-либо частных имущественных и финансовых интересов.

5. Депутат Совета народных депутатов не вправе получать от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, физических лиц материальное вознаграждение за содействие принятию положительного решения по вопросам их интересов в Совет народных депутатов.

6. Не допускается получение депутатом Совета народных депутатов от лиц или организаций каких-либо услуг, льгот и привилегий, если они не входят в перечень льгот,

предоставленных депутату на законном основании.

7. Депутат Совета народных депутатов не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо организаций, а также выпускаемой ими продукции.

Статья 16. Возмещение расходов депутата.

Для возмещения расходов, связанных с выполнением депутатских обязанностей, депутат Совета народных депутатов вправе использовать только официально выделенные или (и) личные средства. Официально выделенные средства должны расходоваться только по прямому назначению.

Глава 7. Ответственность за нарушение правил депутатской этики.

Статья 17. Порядок рассмотрения вопросов нарушения депутатской этики.

1. К рассмотрению вопросов о депутатской этике относятся нормы индивидуального поведения депутатов, предусмотренные настоящим Положением.

2. Поводом для рассмотрения вопроса о привлечении депутата к ответственности за нарушение правил депутатской этики является письменное заявление (обращение) депутата (группы депутатов), должностных лиц государственных или муниципальных органов власти, руководителей общественных объединений или организаций всех форм собственности, а также граждан.

3. Письменные заявления (обращения) рассматриваются при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество обратившегося, его подпись, данные о месте жительства, контактный телефон, а также сведения о конкретном депутате и его действиях, которые являются основанием для подачи соответствующего заявления (обращения).

4. Рассмотрение вопроса осуществляется не позднее 30 дней со дня получения соответствующего заявления (обращения).

Допускается объединение нескольких заявлений (обращений) о привлечении одного и того же депутата к ответственности в одно рассмотрение.

5. Отзыв заявления (обращения) их автором является основанием для прекращения процедуры привлечения депутата к ответственности, предусмотренной настоящим Положением.

Статья 18. Рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением депутатом правил депутатской этики.

1. Рассмотрение и толкование этичности поведения депутата, совершаемых им поступков осуществляется комиссией по законности, местному самоуправлению, мандатам и Регламенту (далее – комиссия), в закрытом заседании.

2. Заседания комиссии созываются и проводятся по мере необходимости. Порядок обсуждения вопросов на заседании определяется комиссией самостоятельно. Заседание комиссии при рассмотрении вопроса, связанного с нарушением правил депутатской этики,

считается правомочным, если в нем приняло участие более половины от общего числа ее членов.

3. На заседание комиссии приглашаются и заслушиваются лица указанные в пункте 2 статьи 17 Положения, депутат, действия которого являются предметом рассмотрения, а также иные лица, информация которых может помочь выяснить все необходимые обстоятельства и принять объективное решение.

Отсутствие кого-либо из указанных лиц, извещенных о времени и месте заседания комиссии, не препятствует проведению заседания комиссии.

Не могут являться предметом рассмотрения комиссией вопросы, связанные с этикой личной жизни или производственной (служебной) деятельности депутата, его отношений с общественными организациями и партиями, а также позиции, выраженные при голосовании.

В случае обвинения депутата в совершении неэтичных действий депутат вправе подать в комиссию в письменном виде мотивированный протест, представить документы,

дать устные пояснения по существу обвинения.

В случае подачи необоснованного заявления (обращения), затрагивающего честь, достоинство, деловую репутацию депутата, он вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 19. Принятие решения комиссией. Меры воздействия за нарушение правил депутатской этики.

1. Решение комиссии принимается большинством голосов от общего числа ее членов. При этом депутат, в отношении которого рассматривается заявление (обращение) о нарушении правил депутатской этики, при рассмотрении соответствующего вопроса, в голосовании не участвует.

2. В случае установления факта нарушения депутатом правил депутатской этики комиссия может применить следующие меры воздействия:

1) вынести депутату устное предупреждение;

2) рекомендовать депутату принять меры по исключению случаев нарушения депутатской этики;

3) при совершении депутатом поступка, способного нанести ущерб чести и достоинству другого депутата, авторитету Совета народных депутатов, фракции, депутатской группы, вынести данный вопрос на обсуждение Совета народных депутатов, фракции, депутатской группы и через средства массовой информации проинформировать избирателей о недостойном поведении депутата;

4) рекомендовать депутату принести публичное извинение через средства массовой

информации;

5) сообщение о фактах нарушения депутатом норм депутатской этики политической партии, выдвинувшей депутата в составе списка кандидатов;

6) направление материалов проверки в правоохранительные органы в случаях, если

в действиях депутата имеют место признаки правонарушения.

3. Депутат обязан выполнить решение, принятое комиссией, в срок не позднее 30 дней со дня его принятия.

4. Депутат может быть освобожден от применения мер воздействия, если он своевременно принес публичные извинения.

Глава 8. Заключительные положения.

Статья 20. Внесение изменений и дополнений.

1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в том же порядке, что и принятие Положения.

Глава муниципального образования
сельского поселения «село Тигиль»                                                                      Г.И. Ахметова