СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТИГИЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
с. Тигиль
РЕШЕНИЕ
« 26 » сентября 2023 года № 98-нп

Порядок увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия

(Принято решением 16-ой очередной сессией Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от «25» сентября 2023 года № 209 -р)

1. Общие положения

Настоящий Порядок увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия (далее – Порядок), разработан в целях реализации положений, предусмотренных частью 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Действие настоящего Порядка распространяется на лиц, замещающих муниципальные должности органа местного самоуправления, определенные статьей 3 Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 59 «О муниципальных должностях в Камчатском крае».

2. Основания освобождения от должности

2.1. Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений, если иное не установлено федеральными законами;

 3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;

5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) несоблюдения лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если такой запрет установлен для указанных лиц Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

2.2. Лицо, замещающее муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случаях непринятия лицом, замещающим муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Порядок принятия решения об освобождении от должности

3.1. Решение об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка, принимается Собранием депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – Собрание депутатов) по результатам проверки, проведенной на основании поступивших в Собрание депутатов материалов (информации) из (от):

1) правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления;

2) постоянно действующих региональных отделениях политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

3) Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Камчатского края;

4) общероссийских, областных, районных средств массовой информации;

5) должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

3.2. Решение об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, принимается на заседании (сессии) Собрания депутатов не позднее чем через 30 дней со дня поступления материала (информации) о совершении лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания его в отпуске, других случаев неисполнения должностных обязанностей по уважительным причинам, а в случае, если материалы (информация) поступили в период между сессиями представительного органа, - не позднее чем через три месяца со дня их поступления.

3.3. Собрание депутатов в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон) вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе Собрания депутатов или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

3.3.1. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон);

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования Собранием депутатов по результатам его ежегодного отчета перед Собранием депутатов, данная два раза подряд;

4) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

3.3.2. Инициатива Собрания депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности Собрания депутатов, оформляется в виде обращения, которое вносится в Собрание депутатов. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения Собрания депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

3.3.3. Рассмотрение инициативы Собрания депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

3.3.4. В случае, если при рассмотрении инициативы Собрания депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

3.3.5. Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в Собрание депутатов вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

3.3.6. Рассмотрение инициативы Собрания депутатов или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется Собранием депутатов в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

3.3.7. Решение Собрания депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

3.3.8. Решение Собрания депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем Собрания депутатов.

3.3.9. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав Собрания депутатов и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.

3.3.10. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании Собрания депутатов.

3.3.11. В случае, если глава муниципального образования, входящий в состав Собрания депутатов и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании Собрания депутатов, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата Собрания депутатов, уполномоченного на это Собранием депутатов.

3.3.12. При рассмотрении и принятии Собранием депутатов решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением Собрания депутатов или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам Собрания депутатов объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

3.3.13. В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением Собрания депутатов об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

3.3.14. Решение Собрания депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

3.3.15. В случае, если инициатива депутатов Собрания депутатов  или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена Собранием депутатов, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение Собрания депутатов не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания Собрания депутатов, на котором рассматривался указанный вопрос.

3.3.16. Глава муниципального образования, в отношении которого Собранием депутатов принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.

Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления.

3.4. При наличии оснований предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка, председатель Собрания депутатов в 10-дневный срок со дня поступления материалов (информации) о совершении коррупционного правонарушения, запрашивает у лица, замещающего муниципальную должность письменное объяснение. Если по истечении трех рабочих дней лицом, замещающим муниципальную должность, такое объяснение не представлено, лицами уполномоченными председателем Собрания депутатов на проведение проверки, поступивших материалов (информации), составляется соответствующий акт.

Непредставление лицом, замещающим муниципальную должность, объяснения не является препятствием для принятия решения об освобождении от должности.

3.5. В ходе рассмотрения вопроса, об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, председатель Собрания депутатов (лицо, исполняющее его полномочия):

- оглашает депутатам и иным лицам, присутствующим на заседании (сессии) Собрания депутатов поступившие материалы;

- оглашает результаты проведенной проверки по материалам (информации), поступившим в Собрание депутатов из органов, указанных в п. 3.1 настоящего Порядка;

- объявляет о наличии (отсутствии) кворума для принятия решения об освобождении от должности в связи с утратой доверия;

- оглашает письменные пояснения лица, в отношении которого поступили материалы, и предлагает ему выступить по рассматриваемому вопросу;

- предлагает депутатам и иным лицам, присутствующим на заседании (сессии) Собрания депутатов, высказать мнение относительно рассматриваемого вопроса;

- объявляет о начале голосования;

- оглашает результаты принятого решения.

Неявка лица, в отношении которого поступили материалы, своевременно извещенного о месте и времени проведения сессии, не препятствует их рассмотрению.

Лицо, замещающее муниципальную должность, в отношении которого принимается решение об освобождение от должности, не принимает участие в голосовании.

3.6. При рассмотрении вопроса об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, учитывается характер совершенного лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение им других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения лицом, замещающим муниципальную должность, своих должностных обязанностей.

3.7. В решении Собрания депутатов об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, указываются основания, предусмотренные статьей 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», существо совершенного им коррупционного правонарушения, положения нормативных правовых актов, которые были ими нарушены.

3.8. Сведения о применении к лицу, замещающему муниципальную должность, взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются органом местного самоуправления, в котором это лицо замещало соответствующую должность, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

4. Вступление в силу настоящего Порядка

4.1. Настоящее Решение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

ВрИП Главы муниципального образования

«Тигильский муниципальный район»                                                                      З.З. Костина