УТВЕРЖДАЮ
Глава муниципального образования
«Тигильский муниципальный район»

____________ С.И. Бородай

« ___ » ________ 2018 года

Заключение
о результатах экспертизы на постановление администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 06.05.2010 № 94 «Об утверждении Административного регламента администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля».

В соответствии с Положением о правовом отделе, утвержденном приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономической политике администрации Тигильского муниципального района (далее – Комитет) от 31.08.2017 № 22, Положением о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – Тигильский муниципальный район), утвержденным постановлением администрации Тигильского муниципального района от 17.06.2010 № 136, Порядком проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Тигильского муниципального района, утвержденным Решением Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 22.12.2015 № 17, правовой отдел Комитета провел экспертизу постановления администрации Тигильского муниципального района от 06.05.2010 № 94 «Об утверждении Административного регламента Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля» и сообщает следующее:

1. Наименование органа администрации Тигильского муниципального района, к установленной сфере деятельности которого относится предмет правового регулирования муниципального нормативного правового акта.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономической политике администрации Тигильского муниципального района (далее – Комитет).

2. Источник официального опубликования.
Общественно-политическая газета «Панорама» № 20 от 14.05.2010 г.

3. Основание проведения экспертизы.
Выявление в проекте муниципального нормативного правового акта возможных положений, которые:
- вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- способствуют возникновению необоснованных расходов бюджета Тигильского муниципального района.

4. Общее описание рассматриваемого правового регулирования.
Настоящее постановление разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Тигильский муниципальный район».
Административный регламент администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля (далее Административный регламент) разработан в целях повышения качества и эффективности проверок, защиты прав участников земельных правоотношений.
Данный Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Тигильский муниципальный район».
Муниципальный земельный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти, и будучи самостоятельным видом контроля, требует тесного взаимодействия с органами государственного земельного контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
С даты вступления Федерального закона № 294-ФЗ в законную силу, то есть с 1 июля 2009 года, при осуществлении государственного земельного контроля на земельных участках, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, положения подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных инспекторов по использованию и охране земель, применяются в части, не противоречащей вышеназванному Закону.
Проведение земельного муниципального контроля посредством проведения проверок юридических и индивидуальных предпринимателей позволяет:
- предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории района, животным и растениям;
- предотвратить или устранить нарушение прав человека;
- обеспечить выполнение земельного законодательства;
- повысить поступление доходов в местный бюджет (сокращение задолженности по земельному налогу).

5. Круг заинтересованных лиц.
Сфера действия нормативного акта распространяется на субъекты инвестиционной деятельности и предпринимательства Тигильского муниципального района.

6. Обоснование вмешательства (оправданность создания затруднений для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, наличие иных факторов).
Данный нормативный правовой акт позволяет повысить уровень эффективности правового регулирования при осуществлении земельного муниципального контроля в Тигильском муниципальном районе, а также усиливает регулирующее воздействие норм материального права.

7. Информация о наличии/отсутствии иных способов правового регулирования (отличных от реализованного в рамках муниципального нормативного правового акта, характеризующихся при прочих равных меньшими негативными последствиями с точки зрения создания избыточных административных барьеров).
Иные способы правового регулирования в отношении данного нормативного правового акта не применялись.

8. Информация о проведении публичных консультаций (участники, позиции сторон).
В ходе проведения экспертизы нормативного акта в период с 06.03.2018 г. по 06.04.2018 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности с целью сбора сведений о положения нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте администрации Тигильского муниципального района tigil.ru. Участники данного мероприятия проявили сдержанную позицию в отношении представленного нормативного правового акта. Предложения и замечания со стороны представителей инвестиционной и предпринимательской деятельности не были представлены.

9. Оценка правового регулирования и предлагаемые альтернативы.
В целом Административный регламент администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и не содержит положений, ущемляющих права и интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности Тигильского муниципального района. Однако имеется ряд замечаний, на которые следует обратить внимание.
Административный регламент администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля не содержит определения муниципального земельного контроля, что затрудняет понимание на какие общественные отношения направлен регламент, предел его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых он распространяется, какие общественные отношения регулирует.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
В Земельном Кодексе (п. 1 ст. 72 Земельного Кодекса РФ) муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
На основании данных понятий предлагается внести в регламент общее понятие муниципального земельного контроля.
Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предлагается привести п. «в» ч. 2.8. Административного регламента в соответствие действующему законодательству, а именно изложить в новой редакции: «Нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)».
Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления" предлагается ч. 2.15. дополнить следующим абзацем: «При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках муниципального земельного надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом».
Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены изменения относительно ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя журнала учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Данные изменения оставляют за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями право ведения данных журналов, а не обязанность. В связи с чем действующий регламент вводит избыточную обязанность для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предлагается ч. 2.17. Административного регламента администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля дополнить фразой «при наличии печати».
Согласно ст. 6 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления» предлагается в ч. 2.19. Административного регламента администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля слова «в письменной форме» заменить словами «на бумажном носителе или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью заявителя в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных или муниципальных услуг с использованием электронных документов, при условии установления личности заявителя посредством применения единой системы идентификации и аутентификации».
Необходимо ч. 3.3. Административного регламента привести в соответствие с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно дополнить пунктами, предусматривающими права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация. Представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе.

10. Вывод о наличии в муниципальном нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, не выявлено, однако имеются существенные недостатки, оказывающие негативное воздействие на гражданские правоотношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые не могут быть оставлены без внимания.

11. Рекомендации по результатам проведенной экспертизы.
Принимая во внимание вышеуказанное, правовой отдел Комитета предлагает разработчику нормативного правового акта привести Административный регламент в соответствие с действующим законодательством.

Начальник правового отдела А.С.Степина