УТВЕРЖДАЮ
Глава Администрации муниципального образования
«Тигильский муниципальный район»

____________ С.И. Бородай

« ___ » ________ 2016 года

Заключение
о результатах экспертизы на постановление Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 06.05.2010 № 94 «Об утверждении Административного регламента Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля».

В соответствии с Положением о правовом отделе, утвержденном постановлением Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – Администрация Тигильского муниципального района) от 27.12.2011 № 828, Положением о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – Тигильский муниципальный район), утвержденным постановлением Администрации Тигильского муниципального района от 17.06.2010 № 136, Порядком проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Тигильского муниципального района, утвержденным Решением Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 22.12.2015 № 17, правовым отделом Администрации Тигильского муниципального района проведена экспертиза постановления Администрации Тигильского муниципального района от 06.02.2010 № 94 «Об утверждении Административного регламента Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля» и сообщает следующее:

1. Наименование органа Администрации Тигильского муниципального района, к установленной сфере деятельности которого относится предмет правового регулирования муниципального нормативного правового акта.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономической политике Администрации Тигильского муниципального района.

2. Источник официального опубликования.
Общественно-политическая газета «Панорама» № 20 от 14.05.2010 г.

3. Основание проведения экспертизы.
Выявление в проекте муниципального нормативного правового акта возможных положений, которые:
- вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- способствуют возникновению необоснованных расходов бюджета Тигильского муниципального района.

4. Общее описание рассматриваемого правового регулирования.
Настоящее постановление разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Тигильский муниципальный район».
Административный регламент Администрации Тигильского муниципального района проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля разработан в целях повышения качества и эффективности проверок, проводимых главным специалистом по земельному кадастру, защиты прав участников земельных правоотношений.
Данный административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Тигильского муниципального района.
Определение муниципального земельного контроля соответствует общему определению муниципального контроля, данному в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также полностью соотносится с определением государственного земельного надзора.
Главной особенностью муниципального земельного контроля, является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в части нарушения требований земельного законодательства, рассмотрению данных дел и привлечению виновных лиц к административной ответственности.
Этими полномочиями обладают только органы государственного земельного надзора, а органы муниципального земельного контроля могут направить акт проверки, проведенной в рамках муниципального земельного контроля на рассмотрение в органы государственного земельного надзора.
Действие данного муниципального правового акта ограничивается пределами муниципального образования и распространяется на все земли в пределах муниципального образования, вне зависимости от формы собственности (государственной, муниципальной или частной) на них. Следует отметить, что муниципальный земельный контроль в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации осуществляется только за использованием земель. Полномочия по осуществлению контроля за охраной земель органам местного самоуправления не предоставлены.
Муниципальный земельный контроль - совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства на территории муниципального образования и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.
Муниципальный земельный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти, и будучи самостоятельным видом контроля, тем не менее, требует тесного взаимодействия с органами государственного земельного контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В связи с этим Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости подготовлены Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации (письмо Роснедвижимости от 20.07.2005 № ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля»). Данные рекомендации подробно регламентируют порядок организации и проведения муниципального земельного контроля.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного контроля.
В нормативную правовую базу по земельному контролю также входят:
Положение «О государственном земельном контроле», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689;
Приказ Минюста Российской Федерации от 27.12.2007 № 254 (с изм. от 10.03.2010) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю»;
Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 07.09.2009 № 411 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля».
С даты вступления Федерального закона № 294-ФЗ в законную силу, то-есть с 1 июля 2009 года, при осуществлении государственного земельного контроля на земельных участках, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, положения указанных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных инспекторов по использованию и охране земель, применяются в части, не противоречащей вышеназванному Закону.
Проведение земельного муниципального контроля посредством проведения проверок юридических и индивидуальных предпринимателей позволяет:
- предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории района, животным и растениям;
- предотвратить или устранить нарушение прав человека;
- обеспечить выполнение земельного законодательства;
- повысить поступление доходов в местный бюджет (сокращение задолженности по земельному налогу).

5. Круг заинтересованных лиц.
Сфера действия нормативного акта распространяется на субъекты инвестиционной деятельности и предпринимательства Тигильского муниципального района.

6. Обоснование вмешательства (оправданность создания затруднений для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, наличие иных факторов).
Данный нормативный правовой акт позволяет повысить уровень эффективности правового регулирования при осуществлении земельного муниципального контроля в Тигильском муниципальном районе, а также усиливает регулирующее воздействие норм материального права.

7. Информация о наличии/отсутствии иных способов правового регулирования (отличных от реализованного в рамках муниципального нормативного правового акта, характеризующихся при прочих равных меньшими негативными последствиями с точки зрения создания избыточных административных барьеров).
Иные способы правового регулирования в отношении данного нормативного правового акта не применялись.

8. Информация о проведении публичных консультаций (участники, позиции сторон).
В ходе проведения экспертизы нормативного акта в период с 19.04.2016 г. по 19.05.2016 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Администрации Тигильского муниципального района tigil.ru. Участники данного мероприятия проявили сдержанную позицию в отношении представленного нормативного правового акта. Предложения и замечания со стороны представителей инвестиционной и предпринимательской деятельности не были представлены.

9. Оценка правового регулирования и предлагаемые альтернативы.
Постановление Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 06.05.2010 № 94 «Об утверждении Административного регламента Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля» содержит следующие негативные факторы:
В соответствии с пунктом «г» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», раздел 2, п. 2.5, раздел 3 п. 3.2 настоящего Постановления содержат тексты коррупционной направленности.
«2.5. В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» направляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», «3.2. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.» - в данных пунктах коррупциогенный фактор проявляется в подзаконной регламентации вопросов, значимость которых обусловливает необходимость их разрешения на уровне закона. Необходимо, чтобы границы такого нормотворчества и его существенные условия регламентировались законом. В противном случае менее прозрачный порядок подзаконного нормотворчества может способствовать коррупционным проявлениям.
10. Вывод о наличии в муниципальном нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Рассмотрение вышеуказанных положений, показало, что выявленные противоречия с законодательством Российской Федерации оказывают негативное воздействие на гражданские правоотношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.

11. Рекомендации по результатам проведенной экспертизы.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», п. 5.10 раздела 5 Порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Тигильского муниципального района, утвержденным Решением Собрания депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 22.12.2015 № 17, правовой отдел Администрации Тигильского муниципального района предлагает разработчику данного муниципального нормативного правового акта, устранить выявленные недостатки в соответствии с частью 9 настоящего Заключения, а также ввиду вступления в силу 01.07.2016 г. Федерального закона от 03.11.2015 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внести соответствующие изменения.

Начальник правового отдела В.А. Новосёлов