Приложение к постановлению администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 29.01.2021 № 44 (с изменениями от 26.07.2021 № 279, 15.10.2021 № 358, 01.02.2022 № 25)
Муниципальная Программа
«Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе»
с. Тигиль
2021 год
Раздел 1. Паспорт муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе»
Наименование муниципальной программы |
Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе |
Подпрограммы, входящие в муниципальную программу |
Отсутствуют |
Разработчик муниципальной программы |
Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»
|
Исполнители муниципальной программы |
Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»; Управление образования администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»
|
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»
|
Цели муниципальной программы |
|
Задачи муниципальной программы |
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 1. Повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта в средствах массовой информации; - совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных организациях; - развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом. 2. Создание условий для развития инфраструктуры в целях организации досуга и обеспечения удовлетворения потребностей населения в услугах отдыха, развлечений, культуры и туризма; - развитие инфраструктуры культурно-познавательного и этнографического туризма |
Целевые индикаторы муниципальной программы (с указанием ожидаемых результатов реализации муниципальной программы, выраженных в количественно измеримых показателях) |
- увеличение доли населения, в том числе учащихся, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения; - увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения; - увеличение доли населения, принявшего участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, включенных в календарный план физкультурно-спортивных мероприятий, от общей численности населения; - увеличение доли обеспеченности спортивными сооружениями населения Тигильского муниципального района; - увеличение доли обеспеченности (модернизации) материально-технической базы учреждений, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением; - создание инфраструктуры культурно-познавательного и этнографического туризма. Количественно измеримые показатели приведены в разделе 3. «Цели, задачи, целевые индикаторы муниципальной программы» программы |
Основные мероприятия программы |
Основные мероприятия программы приведены в приложении № 1 к Программе |
Сроки (этапы) реализации муниципальной программы |
Программа реализуется в один этап сроком с 2021 по 2023 год |
Объем финансирования муниципальной программы (с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям муниципальной программы) |
Объем финансирования муниципальной программы (с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям муниципальной программы) изложен в приложении № 2 к Программе |
Раздел 2. Характеристика сферы действия муниципальной программы
Основные задачи в области физической культуры и спорта: создание в муниципальных образованиях, входящих в состав Тигильского муниципального района, условий для проведения занятий физической культурой и спортом всех категорий населения в последние годы решались в ходе реализации районной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе» в период 2014-2020 годов.
Важным фактором приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развития детско-юношеского спорта в Тигильском муниципальном районе является проведение спортивных и физкультурных мероприятий.
Хорошим стимулом для привлечения к занятиям физической культурой и спортом широких слоев населения служит проведение в селах района муниципальных этапов Всероссийских массовых соревнований «Лыжня России», «Кросс наций», краевых соревнований «Камчатка в движении».
В целях пропаганды здорового образа жизни и популяризации игровых видов спорта ежегодно, начиная с 2010 года, в районном центре с. Тигиль проводится районная межпоселенческая спартакиада по игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, футзал, хоккей и настольный теннис) с участием сборных команд сельских поселений Седанка, Воямполка, Хайрюзово, Ковран, Тигиль, а также городского округа Палана.
С 2011 года при поддержке управления культуры, молодежной политики и спорта любители лыжного спорта с. Тигиль совершают лыжный переход по маршруту Седанка - Тигиль, преодолевая расстояние в 28 километров.
Помимо перечисленных спортивных мероприятий в Тигильском муниципальном районе проводятся регулярные соревнования на уровне муниципалитетов по волейболу, баскетболу, футзалу. Активная пропаганда, зрелищные спортивные соревнования являются хорошим средством приобщения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, поэтому целесообразно более эффективно проводить информационно-пропагандистскую, просветительно-образовательную кампанию, яркие спортивные и физкультурные мероприятия.
Ежегодно в апреле все муниципальные образования Тигильского муниципального района принимают участие в проведении акции «Спорт против наркотиков» в рамках антинаркотической декады «XXI век без наркотиков», а в мае и ноябре - в акции «Я за здоровый образ жизни» к Всемирному дню без табака и Международному дню отказа от курения.
Соревнования по футзалу, волейболу и другим видам спорта среди трудовых коллективов, учащихся и других категорий населения проводятся нерегулярно. Недостаток спортивного снаряжения в образовательных учреждениях и отсутствие его в спортклубах по месту жительства, домах культуры отрицательно сказываются на возможности полноценно заниматься любыми видами спорта, в том числе зимними.
В рамках реализации Программы приобретался спортинвентарь и спортоборудование для работы спортивных секций в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства.
Необходимость развития физической культуры и спорта рассматривается как с позиций улучшения качества жизни, повышения эффективности использования средств физической культуры и спорта, формирования и воспитания личности, укрепления здоровья граждан, так и для профилактики ряда негативных социальных явлений (пьянства, курения, наркомании, преступности), особенно среди детей и подростков.
Важнейшим компонентом развития массовых форм физкультурно-спортивной деятельности является пропаганда здорового образа жизни, ценностей физической культуры и спорта, особенно в отношении детей, подростков и молодежи.
В настоящее время в с. Тигиль открыты 2 секции Паланской ДЮСШ (горнолыжная, лыжные гонки, национальные виды спорта). Все работы по обустройству новой горнолыжной трассы в с. Тигиль (район реки Сарайной): проводились за счет средств Программы.
В настоящее время в Тигильском районе специальных спортивных сооружений, таких как Дворцы спорта, стадионы, легкоатлетические манежи, плавательные бассейны не имеется.
Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди молодежи и взрослого населения используются 4 школьных спортивных зала, функционирует 16 спортивных сооружений с единовременной пропускной способностью - 301 человек. Имеющаяся инфраструктура для занятий ледовыми видами спорта, футзалом и волейболом не позволяет полноценно развивать эти массовые виды спорта. Количество открытых хоккейных и футбольных площадок в муниципальных образованиях не соответствует социальным нормам. Всего в Тигильском районе функционирует 8 спортивных плоскостных сооружений, состояние большинства из которых оставляет желать лучшего: у хоккейных площадок отсутствуют борта или требуется их ремонт, футбольные поля нуждаются в досыпке и посадке травы, либо в установке искусственного покрытия, спортивные залы либо не укомплектованы в должном объеме, либо нуждаются в капитальном ремонте. В 2013 году за счет дополнительных средств краевого бюджета построена хоккейная площадка в с. Ковран. Следует отметить, что принимаемые меры не позволяют удовлетворить в полном объеме потребность населения в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Организация спортивно-оздоровительной работы среди молодёжи и взрослого населения Тигильского муниципального района проводится лишь добровольными помощниками на общественных началах, чаще всего это учителя физкультуры школ района. Часть полномочий по организации и проведению спортивных соревнований возложена на работников учреждений культуры, среди которых до 2012 года имелась лишь 1 ставка физкультурного работника в Тигильском ТДЦ. В 2012 году в штат Ковранского СДК введена дополнительно ставка методиста по спортивной работе. Необходимо, чтобы в каждом учреждении культуры был специалист по спортивной работе.
Значительно лучше обстоит дело с физкультурными кадрами в образовательных учреждениях. Физкультурно-оздоровительную и спортивно-педагогическую работу проводят 8 специалистов, из которых 3 имеют высшее профессиональное образование, 5 среднее профессиональное образование, в том числе по физической культуре и спорту - 4. Потребность в кадрах отсутствует.
Пять общеобразовательных учреждения прошли процедуру лицензирования по дополнительным общеобразовательным спортивным программам: МБОУ «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Тигильская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Седанкинская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Ковранская средняя школа», МБОУ «Хайрюзовская начальная школа - детский сад». Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях Тигильского муниципального района.
В спортивных кружках и секциях, созданных при учреждениях культуры района, около 150 детей занимаются футболом, баскетболом и волейболом в составе дворовых команд. Занятия проходят в спортивных залах, на спортивных площадках и футбольных полях сельских поселений на бесплатной основе. В последние годы возрождается интерес детей, подростков и молодежи к таким видам спорта, как хоккей и мини-футбол.
Важным аспектом работы по привлечению детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом должно быть создание условий, при которых в каждом образовательном учреждении учащиеся смогли бы заниматься избранным видом спорта во внеурочное время, что, в конечном счете, окажет существенное профилактическое воздействие, уменьшит негативное влияние «улицы».
Туризм в Тигильском муниципальном районе в настоящее время не развит. Лишь незначительное количество охотничьих хозяйств, родовых общин на территории Тигильского муниципального района занимаются организацией спортивно-любительской охоты и спортивной рыбалки для туристов из различных регионов России и зарубежных стран.
Развитие туристической отрасли в Тигильском муниципальном районе затруднено в связи с удаленностью районного центра с. Тигиль от г. Петропавловска-Камчатского, отсутствием транспортного сообщения между селами района, а также отсутствием соответствующей инфраструктуры, отвечающей современным требованиям. На территории Тигильского муниципального района туроператоры не зарегистрированы. Отсутствуют также заинтересованные лица из числа туристических компаний - представителей малого бизнеса.
В тоже время в районе есть уникальные памятники природы: птичьи базары на мысе Бабушкина, острове Птичий, в устье реки Утхолок, горные озера Глубокое и Междусопочное, а также Кунхолокский горячий источник и многие другие достопримечательности.
Таким образом, в настоящее время имеются следующие нерешенные вопросы:
- недостаточно эффективная система пропаганды занятий физической культурой и спортом;
- проводимые спортивные и физкультурные мероприятия охватывают не все категории населения;
- низкий процент населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в том числе детей, подростков и молодежи;
- несоответствие уровня материально-технической базы физической культуры и спорта задачам развития массового и детско-юношеского спорта;
- отсутствие инфраструктуры для развития туризма;
- дефицит квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта, туристической деятельности;
- отдаленность Тигильского района от краевого центра и отсутствие дорожного сообщения, как между селами района, так и между районным и краевым центрами, где проводится основная масса соревнований.
Очевидно, что для создания условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также решения проблем развития туризма на территории Тигильского муниципального района требуется комплексный подход.
Таким образом, анализ сложившейся ситуации позволил определить «ключевые проблемы» развития сферы физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе и выбор приоритетных целей и задач. Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении мероприятий по приобщению широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укреплению здоровья граждан, развитию туризма в Тигильском муниципальном районе.
Раздел 3. Цели, задачи, целевые индикаторы муниципальной программы
№ п/п |
Цель, задача |
Целевой показатель |
|
Значение целевого показателя |
|||||
год, предшествующий году начала реализации муниципальной программы |
Период реализации муниципальной программы с разбивкой по годам |
Всего по муници- пальной программе |
|||||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Создание в Тигильском муниципальном районе условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом |
|||||||||
1.1 |
Повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта в средствах массовой информации; - совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных организациях; - развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения |
% |
37,9 |
41,0 |
41,0 |
43,0 |
44,0 |
|
Доля учащихся, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности учащихся |
% |
95 |
98 |
98,5 |
99 |
99,5 |
|
||
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения |
% |
- |
0,5 |
0,7 |
1,0 |
1,2 |
|
||
Доля населения, принявшего участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, включенных в календарный план физкультурно-спортивных мероприятий, от общей численности населения |
% |
37,1 |
39,5 |
40,1 |
41 |
41,5 |
|
||
Доля обеспеченности спортивными сооружениями населения |
% |
|
|
|
|
|
|
||
Доля обеспеченности (модернизации) материально-технической базы учреждений, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением |
% |
68 |
70 |
72 |
74 |
75 |
|
||
2. Развитие туристической отрасли в Тигильском муниципальном районе |
|||||||||
2.1 |
Создание условий для развития инфраструктуры в целях организации досуга и обеспечения удовлетворения потребностей населения в услугах отдыха, развлечений, культуры и туризма; - развитие инфраструктуры культурно-познавательного и этнографического туризма |
Создание и обустройство туристского объекта «Национальная деревня» (с. Тигиль) |
% |
50 |
55 |
75 |
100 |
100 |
|
Раздел 4. Перечень мероприятий муниципальной программы
№ п/п |
Цель, задача, мероприятие |
Показатель |
Единица измерения |
Период реализации муниципальной программы по годам |
Всего по муниципальной программе |
Исполнитель |
Срок исполнения мероприятия, год |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
||||||||||
1.1. Повышение интереса занятиям физической культурой и спортом модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения Тигильского муниципального района |
||||||||||
1.1.1 |
Основное мероприятие 1 «Массовый спорт» |
итого |
тыс. руб. |
863,92200 |
100,00000 |
1300,00000 |
1400,00000 |
3663,92200 |
Управление культуры Администрации Тигильского муниципального района, Финансовое управление Администрации Тигильского муниципального района
|
|
федеральный бюджет |
тыс. руб. |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
|
|||
краевой бюджет |
тыс. руб. |
634,41000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
634,41000 |
|
|||
муниципальный бюджет |
тыс. руб. |
229,51200 |
100,00000 |
1300,00000 |
1400,00000 |
3029,51200 |
|
|||
внебюджетные источники |
тыс. руб. |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
|
0,00000 |
|
|||
2. Развитие туристической отрасли в Тигильском муниципальном районе |
||||||||||
1.2.1 |
Основное мероприятие 2 «Развитие туризма» |
итого |
тыс. руб. |
119,65051 |
404,60578 |
404,60578 |
404,60578 |
1 333,46785 |
Управление культуры Администрации Тигильского муниципального района, МКУК «Тигильский районный краеведческий музей» |
|
федеральный бюджет |
тыс. руб. |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
|
|||
краевой бюджет |
тыс. руб. |
107,68546 |
364,14520 |
364,14520 |
364,14520 |
1 200,12106 |
|
|||
муниципальный бюджет |
тыс. руб. |
11,96505 |
40,46058 |
40,46058 |
40,46058 |
133,34679 |
|
|||
внебюджетные источники |
тыс. руб. |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
|
|||
|
Итого затрат по муниципальной программе |
итого |
тыс. руб. |
983,57251 |
504,60578 |
1704,60578 |
1804,60578 |
4 997,38985 |
|
|
федеральный бюджет |
тыс. руб. |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
Управление культуры Администрации Тигильского муниципального района |
|
||
краевой бюджет |
тыс. руб. |
742,09546 |
364,14520 |
364,14520 |
364,14520 |
1 834,53106 |
|
|||
муниципальный бюджет |
тыс. руб. |
241,47705 |
140,46058 |
1340,46058 |
1440,46058 |
3 162,85879 |
|
|||
внебюджетные источники |
тыс. руб. |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
|
Раздел 5. Механизм реализации муниципальной программы
Ответственным исполнителем Программы выступает Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район».
Соисполнителями Программы являются: Управление образования
администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район», Финансовое управление администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район».
Ответственный исполнитель Программы осуществляет следующие функции:
- общее руководство и контроль за исполнением муниципальной программы; координацию выполнения программных мероприятий;
- ежегодно уточняет объем финансовых затрат по программным мероприятиям;
- несет ответственность за своевременную, эффективную реализацию муниципальной программы, конечные результаты исполнения программных мероприятий, рациональное использование выделяемых финансовых средств.
Соисполнители осуществляют следующие функции:
- реализация мероприятий Программы в соответствии с целью и задачами Программы, а также сроками реализации этих мероприятий на основе тесного межведомственного взаимодействия и с участием соисполнителей Программы;
- привлечение к реализации мероприятий подведомственных учреждений, общественных организаций (объединений) и некоммерческих организаций.