Согласно информации комитета по управлению муниципальным имуществом и экономической политике администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район», представленной на совещании при главе администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район», состоявшемся 25 марта 2014 года, во многих селах Тигильского муниципального района в т.ч. селе Воямполка, селе Ковран, селе Лесная, селе Хайрюзово, имеются многочисленные случаи использования жителями этих сел земельных участков, тогда как документы о правах на занимаемые земельные участки у них отсутствуют.
Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что действия таких землепользователей могут квалифицироваться по статье 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 7.1. КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как видно, статьёй 7.1. КоАП РФ, определены два вида юридических факта, при наступлении которых лицо может быть привлечено к административной ответственности. Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника. Использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю - правонарушение, при котором собственник участка может быть и согласен с использованием земли иным лицом, но пользователь не исполнил установленных законом требований к оформлению своих прав на землю.
В силу статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки должны удостоверяться документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Если же пользование земельным участком предполагается на праве, не подлежащем государственной регистрации (например, аренда земельного участка на срок до 1 года или на неопределенный срок), то на землепользователе также лежит обязанность совершения необходимых действий по оформлению правоустанавливающих документов на землю, за которые он может отвечать. Прежде всего - подготовка в необходимых случаях землеустроительной документации, подача заявления о предоставлении земельного участка, участие в составлении и подписании соответствующего договора аренды.
Также необходимо обратить внимание на то, что лицо может быть привлечено к ответственности по статье 7.1. КоАП РФ, если оно обладает правом на земельный участок и имеет правоустанавливающие документы, однако использует земельный участок большей, чем установлено в правоустанавливающих документах, площади. В этом случае можно говорить как о самовольном занятии земельного участка, так и об использовании его без оформленных в надлежащем порядке правоустанавливающих документов.
Государственный контроль за использованием и охраной земель на территории Камчатского края осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (Управление Росреестра по Камчатскому краю), которое в соответствии со статьей 23.21. КоАП РФ уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1. КоАП РФ. Возбуждение же дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1. КоАП РФ относится в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ к компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции). При этом необходимо отметить, что по данным органов госстатистики самовольное занятие земельного участка или его использование без правоустанавливающих документов является самым распространенным административным правонарушением в сфере землепользования в Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в целях профилактики административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1. КоАП РФ, административная комиссия межселенной территории муниципального образования «Тигильский муниципальный район» рекомендует администрациям сельских поселений «село Воямполка», «село Ковран», «село Лесная», «село Хайрюзово»:
1) довести данную информацию до сведения населения соответствующего сельского поселения;
2) сформировать списки лиц (с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства), фактически использующих земельные участки в границах соответствующего сельского поселения;
3) направить списки в администрацию муниципального образования «Тигильский муниципальный район», для выявления землепользователей, не имеющих правоустанавливающих документов, и проведения в дальнейшем работы с такими землепользователями по оформлению прав на земельные участки.