В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский капитал можно использовать на улучшение жилищных условий, на образование ребенка, сформировать накопительную часть трудовой пенсии матери, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Согласно действующему законодательству родители не могут получить материнский капитал наличными денежными средствами.
Однако, как показывает сложившаяся «негативная» практика, родители зачастую ищут способы получить материнский капитал в наличных денежных средствах, то есть обналичить его.
Как говорится - был бы спрос, и предложения появятся. Нечистые на руку наши сограждане, подстроившись под требования законодательства, "выкинули на рынок" массу мошеннических схем с предложениями обналичить материнский капитал.
При этом обладатели сертификатов на материнский капитал даже и предположить не могут (а если могут, то закрывают на это глаза), что при использовании мошеннической схемы по обналичиванию материнского капитала сами они фактически являются соучастниками преступлений, так как проводят действия по исполнению схем, которые содержат признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации "Мошенничество". Кроме того, обладатели сертификатов не задумываются, что обналичивание материнского капитала может привести к потери его части, а в некоторых случаях и всех денежных средств.
Одним из этих способов обналичивания материнского капитала является приобретение непригодного для проживания жилья по завышенной стоимости.
По смыслу ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Приобретение непригодного для проживания жилого помещения (жилого дома), не соответствует целевому назначению средств материнского капитала и не способствует созданию детям условий, обеспечивающих достойную жизнь, что провозглашено в преамбуле Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в качестве основной цели установления этих мер социальной поддержки.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, граждане вправе приобрести на свои личные сбережения, к которым средства материнского капитала не относятся, любое недвижимое имущество, в том числе и непригодное для проживания жилое помещение (жилой дом).
2 В прокуратуру Тигильского района регулярно поступают сведения о лицах, обратившихся в отдел (без образования юридического лица) в Тигильском районе Управления Пенсионного фонда РФ в Корякском округе Камчатского края с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала. В ходе проводимых прокуратурой района проверок нередко выявляются факты, когда граждане оформляют займ на приобретение заведомо непригодного для проживания жилого помещения (жилого дома) и в дальнейшем хотят средства материнского капитала направить на погашение основного долга по договору займа и уплаты процентов. Вместе с тем, по смыслу действующего законодательства нельзя направить средства материнского капитала на приобретение непригодного для проживания жилого помещения (жилого дома) либо на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам заключенным на приобретение непригодного для проживания жилого дома (жилого помещения), так как средства материнского (семейного) капитала, имеют строго целевое назначение - исключительно на улучшение жилищных условий семьи, на образование ребенка, сформировать накопительную часть трудовой пенсии матери.
Установление факта непригодности жилого помещения (жилого дома) для проживания является основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.
Таким образом, при приобретении жилого помещения (жилого дома) необходимо убедиться в его пригодности для проживания и задуматься о том, а стоит ли отдавать нечистым на руку гражданам деньги предназначенные для Вас и Ваших детей.
Для сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, в соответствии с их полномочиями, ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет".
Кроме того Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Таким образом, чтобы узнать включено ли конкретное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в план проведения плановых проверок достаточно зайти на сайт контролирующего органа или сайт Генеральной прокуратуры. Вместе с тем, о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Несмотря на доступность указанной информации и имеющейся в связи с этим возможности заблаговременно подготовиться к проведению плановой проверки представители юридических лиц и индивидуальные предприниматели всевозможными способами пытаются уклониться от проведения проверки.
Статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения закона. Согласно части 1 данной статьи при проведении проверки:
- юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц;
- индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В части 2 статьи 25 указанного Закона приводятся отдельные нарушения, за которые юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это необоснованное препятствие проведению проверок и уклонение от проведения проверок и (или) неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, что влечет административную ответственность.
В настоящее время административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена статьями 19.4, 19.5 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные статьи предусматривают ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) соответственно, а также непредставление сведений (информации).
Кроме того, в случае выявления фактов уклонения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от проведения проверки в отношении каждого «уклонившегося» будет проведена отдельная, но уже «прокурорская» проверка.