Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству для гражданских служащих, являющихся должностными лицами (как правило, это гражданские служащие, замещающие должности категории «руководители», в должностные обязанности которых входит исполнение властно-распорядительных функций и полномочий), действующим законодательством установлена повышенная уголовная ответственность за допущенные при исполнении должностных обязанностей нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.
Так, должностные лица гражданской службы несут ответственность за существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в случаях злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), их превышения (ст. 286 УК РФ), халатности (ст. 293 УК РФ).
Уголовное законодательство в рамках ст.ст. 44 и 47 УК РФ предусматривает и возможность отстранения от должности, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в виде меры уголовного наказания с указанием порядка и основания применения данной санкции (на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.
Административные правонарушения в отличие от преступлений коррупционной направленности обладают меньшей степенью общественной опасности. К примеру, незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).
Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие административные правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деяний.
В числе прочего административные правонарушения могут совершаться путем использования служебного положения должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, служащим коммерческой организации вопреки установленному порядку управления (регулирования).
При наличии корыстной заинтересованности и умысла на получение выгоды материального характера такие правонарушения могут уже квалифицироваться как преступления.

Сотрудничество организаций с правоохранительными органами в рамках реализации федерального закона «О противодействии коррупции»

Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций принимать меры по противодействию коррупции, одной из которых может являться сотрудничество с правоохранительными органами.
В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и размещенных на официальном сайте www.rosmintrud.ru, предложены следующие формы сотрудничества:
- принятие организацией на себя публичного обязательства сообщать в правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых работникам организации станет известно, что может быть закреплено за лицом, ответственным за предупреждение и противодействие коррупции в организации;
- принятие обязательства воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
Действующим законодательством установлена ответственность за коррупционные правонарушения как физических лиц, так и юридических лиц, в интересах которых они совершаются:
- ст.291 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу;
- ст. 291.1 УК РФ – за посредничество во взяточничестве, т.е. непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки;
- ст. 204 УК РФ – за коммерческий подкуп, т.е. незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением).
Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение ими в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет административную ответственность по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Штрафы, налагаемые за данное правонарушение на юридических лиц, в зависимости от размера взятки, колеблются от трехкратной (но не менее 1 миллиона рублей) до стократной (но не менее 100 миллионов рублей) ее стоимости с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.