Фестиваль "Манящие миры. Этническая Россия" добрался до острова. От Мурманска и Ямала до Алтайского края и Камчатки — таков размах нынешних "Манящих миров...", который почти десять лет знакомит всю Россию с традиционной и современной культурой коренных малочисленных народов. А их сегодня в нашей стране насчитывается около пятидесяти. И в это число входят аборигены Сахалина — нивхи, нанайцы, эвенки, уильта. Южно-Сахалинск стал 90-м городом в маршруте фестиваля.
Визит фестивальных кочевников приурочили к Международному дню коренных народов мира. На площадке у музея книги Чехова "Остров Сахалин" собрались вместе нивхский ансамбль "Мэнгумэ Илга" под руководством Александра Украинского из Поронайска, эскимосский ансамбль "Атасикун" с Чукотки, Екатерина Салиндер с Ямала, ительменский ансамбль "Эльвель" и певица Ольга Ласточкина (Камчатка), эвенкийский певец Владимир Хоменко, алтайский мастер горлового пения Болот Байрышев с эпосом, посвященным древним сокровищницам алтайского народа, — "Легендой о Пазырыкских курганах".
Но прежде фестиваль втянул в свою песенно-танцевальную орбиту южносахалинцев вместе с солистами и ансамблями. Гости пригласили хозяев в общий жизнерадостный круг в ительменском танце "Норгали" и эскимосских "Лентяях", доказывая, что древняя культура прекрасно вписывается в день нынешний, и устоять на месте перед призывными звуками баяна и гитары наряду с шаманскими бубнами — вот такой коктейль! — было невозможно.

"Норгали", который зажигательно показал ительменский ансамбль "Эльвель" из камчатского села Ковран, излучал безбрежное веселье. По словам директора "Эльвеля" Лидии Кручининой, ительмены очень открытые, широкой души люди, и их танцы наполнены любовью к жизни. А будучи весьма наблюдательными, они насытили свои экспрессивные танцы картинками природы — пластикой и звуками зверей и птиц, которым искусно подражают. Закройте глаза, и вы услышите натуральный рык медведя и стон чайки. Вот уж и впрямь, "что вижу, то пою, что хочу, то и танцую".

"Норгали" является главным акцентом обрядового праздника очищения от грехов и благодарения природе "Алхалалалай", который увенчивается танцевальным марафоном народов Севера. Интересно, что музыкальный инструментарий ительменов впитал новации времени: так, если в древности они обходились шумелками-жужжалками, трубами из травы, практиковали горлохрипение (архаичный стиль горлового пения, восходящий к истокам становления человеческой речи), то потомки переняли у коряков бубен, у казаков — гармошку.

А у ненцев для танцев в ходу не только бубен, но и палочки янгча — для выбивания чума от снега, рассказала известная на Ямале певица Екатерина Салиндер, которая поет на двух языках — родном и русском, переплетая современные и старинные песни. Кочевой образ жизни этого северного народа, который занимается в основном рыбалкой, охотой и оленеводством, прочитывается в орнаментах ее роскошного костюма: лисьи и песцовые лапки, оленьи рожки. А ее эвенкийский коллега Владимир Хоменко выходит на сцену с песнями русского Севера в костюме, сшитом руками мамы — собирательницы музыкального фольклора Евгении Курейской...

Эльвельцы с Губернатором Сахалинской области О.Н. Кожемяко на открытии фестиваля

Большая концертная программа шла под аккомпанемент выставки декоративно-приклад-ного искусства. Артисты, как правило, без отрыва от песен-плясок занима-ются традиционными ремеслами, создавая предметы одежды из меха, рыбьей кожи, сувениры из кости, ювелирные изделия, панно. Участница ансамбля "Эльвель" и мастерица Елена Кострик рассказывала, что на изготовление нарядного праздничного пояса из рыбьей кожи (гольца, семги, чавычи, горбуши) уходит до двух полнодневных недель. Его затейливо вышивают,
украшают бисером, ракушками, и такую красоту с удовольствием
носит камчатская молодежь, только теперь уже с джинсами вместо халатов...
А что умеют делать своими руками нынешние представительницы коренных народов Сахалина, покажет областной конкурс "Мисс Северянка-2017", который пройдет сегодня в 12 часов на территории областного краеведческого музея. По словам руководителя конкурсного проекта Александры Хурьюн, в нем примут участие 16 представительниц двух народов — нивхов и уильта. Им предстоит показать свое мастерство в декоративно-прикладном творчестве, песнях, танцах, кулинарии, умении передать письменную родную речь.

Программа "Манящих миров..." вновь подтвердила великое разнообразие стилей жизни уникальных народов России, как бы они ни были малы. С меланхоличным, привычно сдержанным рисунком нивхской хореографии контрастировала захватывающая дух экспрессия камчадалов. Общего у народов Севера только одно — все исполнители вкладывают в свое творчество душу, отметила руководитель этнокультурного центра "Люди Ых миф" (Люди Сахалина") Елена Ниткук, а по темпоритму камчатские танцы отличаются от сахалинских, как, впрочем, корякские от ительменских.
Это особенность грандиозного всероссийского фестиваля на колесах, который естественно подпитывается местными национальными ресурсами. По задумке организаторов, предстоит своего рода круговорот национального творчества в природе в рамках фестиваля: артисты из Александровска-Сахалинского выступят в Тымовском, и наоборот, а Ноглики обменяются этноталантами с Охой. Если все лучшее, как правило, достается зрителям Южно-Сахалинска, то в этом случае стараниями Сахалинского областного центра народного творчества с 8 по 24 августа свою долю экзотики от участников "Манящих миров..." получат жители 12 городов и сел области, от Невельска до Охи.