Постановление администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»

«31» мая 2012 года № 148

Об утверждении Программы Тигильского муниципального района по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Тигильского муниципального района до 2015 года В целях повышения качества управления бюджетным процессом, эффективности и результативности работы участников бюджетного процесса и в целях обеспечения реального наполнения доходной части районного бюджета Тигильского муниципального района

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Программу Тигильского муниципального района по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Тигильского муниципального района до 2015 года согласно приложению №1.
2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы Тигильского муниципального района по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Тигильского муниципального района на период 2012-2015 годы согласно приложению №2.
3.Признать утратившим силу постановление администрации Тигильского муниципального района от 12.05.2011 №192 «Об утверждении Программы администрации Тигильского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 года.

Глава администрации муниципального образования
«Тигильский муниципальный район» С.И.Бородай


Приложение № 1 к постановлению администрации Тигильского муниципального района от «31» мая 2012г. № 148

Программа
Тигильского муниципального района по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Тигильского муниципального района до 2015 года

Программа Тигильского муниципального района по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Тигильского муниципального района до 2015 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.06.2010 «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах», а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р и Соглашением о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, заключенным между Министерством финансов Камчатского края и администрацией Тигильского муниципального района, от 27.12.2011г.

1. Необходимость разработки и реализации Программы

В Тигильском муниципальном районе, как и в целом в Камчатском крае, отмечается ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем в сфере управления общественными финансами:
- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей муниципальной политики;
- сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления муниципальных образований в Тигильском районе (далее – органы местного самоуправления), а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- структура и динамика расходов слабо увязаны с целями муниципальной политики;
- отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
- планирование программных и непрограммных расходов (за исключением целевых программ) методологически не взаимоувязано;
- не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля;
- остаются непрозрачными сферы деятельности участников сектора муниципального управления за счет постоянно продлевающихся переходных норм;
- доходная база местных бюджетов остается нестабильной;
- формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- не используется опыт внедрения муниципальных заданий.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Тигильского муниципального района увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами.

2. Цели и задачи Программы

Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Тигильского муниципального района.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
- обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
- создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению муниципальных услуг;
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
- повышение качества финансового управления в общественном секторе;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
- обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности Тигильского муниципального района, и полномочиями органов местного самоуправления сельских поселений муниципального района.
Для выполнения указанных задач в 2011 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов местного самоуправления;
- применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования бюджета;
- переход к утверждению «программного» бюджета;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) муниципальной политики.

3. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы

Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы, основанных на реалистичных оценках;
- ограничение бюджетного дефицита;
- недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая, в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
- принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
- соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости).
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов на муниципальном уровне планируется реализовать следующие основные меры:
- использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза, основанного на реалистичных оценках;
- оценка возможностей по увеличению условно утверждаемых расходов районного бюджета;
- сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;
- оптимизация числа налоговых льгот.
Кроме того, после реализации соответствующих мер на региональном уровне планируется принять решения по реализации следующих мер:
- уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром муниципальных контрактов и введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств, учет в реестре расходных обязательств особенностей различных расходных обязательств, характер их образования, принятия и «жизненного» цикла вплоть до исполнения;
- формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов исполнительной власти Тигильского муниципального района за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
- совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения районного бюджета с учетом ответственности распорядителей и получателей средств районного бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана.

4. Долгосрочные муниципальные районные целевые программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов

Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов в настоящее время являются долгосрочные муниципальные районные целевые программы. В целях применения программно-целевых методов бюджетного планирования в форме утверждения и реализации указанных программ утвержден Порядок разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности реализации районных целевых программ (Постановление администрации Тигильского муниципального района от 05.02.2009 года № 06).
Долгосрочные районные целевые программы (далее - ДРЦП) - это документ, описывающий увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социальных, экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, общей продолжительностью не менее одного года, обеспечивающих эффективное решение конкретных неотложных и первоочередных задач в области муниципального, экономического, экологического, социального и культурного развития Тигильского муниципального района, реализуемый за счет средств районного бюджета, бюджетов других уровней и других источников финансирования.
ДРЦП разрабатываются в соответствии с перечнем ДРЦП, который формируется на основе неотложных и первоочередных задач в области муниципального, экономического, экологического, социального и культурного развития Тигильского муниципального района, а также на основе:
1) прогноза социально-экономического развития Камчатского края;
2) концепции и программ социально-экономического развития Камчатского края;
3) региональных целевых программ, предусматривающих реализацию программных мероприятий на территории Тигильского муниципального района, в том числе региональных целевых программ, реализация которых предусматривает наличие соответствующих муниципальных программ;
4) стратегии социально-экономического развития Тигильского муниципального района;
5) программы социально-экономического развития Тигильского муниципального района на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
6) прогнозов социально-экономического развития Тигильского муниципального района на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы;
7) предложений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Тигильскому району, органов местного самоуправления сельских поселений района.
Конечной целью ДРЦП может быть как полное, так и частичное разрешение проблемной ситуации. В ДРЦП содержится описание конечной цели, для достижения которой, исходя из анализа проблемной ситуации, она разработана, приводятся задачи, решение которых необходимо для достижения ее цели, полный, конкретный перечень объектов программы и программных мероприятий, необходимых для решения задач ДРЦП, а также информация об объемах их финансирования, сроках реализации и главных распорядителях (распорядителях) средств.

5. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения

Основными направлениями повышения эффективности деятельности администрации Тигильского муниципального района (выполнения возложенных на нее функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны стать:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
- оптимизация структуры и полномочий администрации Тигильского муниципального района, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих Тигильского муниципального района;
- формирование «электронной администрации Тигильского муниципального района», в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий администрации Тигильского муниципального района в электронной форме;
- оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности администрации Тигильского муниципального района .
Кроме того, администрацией Тигильского муниципального района должны быть приняты планы повышения качества финансового менеджмента, а финансовым органом должен проводиться его мониторинг и оценка.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления является управление муниципальной собственностью Тигильского муниципального района и муниципальной собственностью сельских поселений района, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
- упорядочение состава имущества, находящегося в собственности Тигильского муниципального района и муниципальной собственности сельских поселений района, и обеспечение его учета;
- инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
- замена практики передачи имущества, специально приобретенного за счет бюджетных средств одного публично-правового образования, другому публично-правовому образованию путем предоставления субсидий на соответствующие цели, распределяемых по прозрачным критериям (за исключением случаев оборота имущества, передаваемого в целях обеспечения полномочий публично-правовых образований);
- создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
- оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий.

6. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг

Существующая в Тигильском муниципальном районе сеть муниципальных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию муниципального управления и принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
- привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить 3 взаимосвязанные задачи:
1) определение правового статуса муниципальных учреждений;
2) внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
3) повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Мероприятия по определению правового положения муниципальных учреждений проводятся путем реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для исполнительных органов местного самоуправления по оптимизации подведомственной сети.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения некоторых бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
- перевести их со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
- предоставить право данным бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
- исключить субсидиарную ответственность муниципального района по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
- расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает исполнительный орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав учреждения или положение о нем.
Принятие решения об отнесении учреждения к типу казенного учреждения должно зависеть от сложившихся условий, в том числе исходя из обстоятельства, что это учреждение является единственным, оказывающим соответствующие услуги в данной местности.

На период до 01 июля 2012 года для муниципальных учреждений будет установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются).
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

7. Развитие системы муниципального финансового контроля

Переход к «программному» бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля.
В этих целях в Тигильском муниципальном районе необходимо:
- организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований на основе критериев эффективности и результативности их использования, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- активизировать работу по применению мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В рамках государственной реформы муниципальный финансовый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, направленную на контроль:
- соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и Камчатского края, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
- экономности, результативности и эффективности использования средств районного бюджета.
Реформирование муниципального финансового контроля требует более четкого разграничения полномочий органов финансового контроля по горизонтали (т.е. между органами муниципального финансового контроля публично-правового образования) и по вертикали (т.е. между органами муниципального финансового контроля разных публично-правовых образований), в том числе в части контроля за соблюдением муниципальными образованиями района целей и условий получения межбюджетных трансфертов.
Полномочия Контрольно-счетной палаты Камчатского края и Контрольно-счетного управления Тигильского муниципального района, по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (аудита) определяются соответственно Законом Камчатского края от 04.05.2008 № 55 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края» и муниципальными правовыми актами Собрания депутатов Тигильского муниципального района о контрольно-счетных органах.
Финансовое управление администрации Тигильского муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обладает полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе по выявлению и пресечению предоставления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках подпрограмм муниципальных программ и при выполнении муниципальных заданий, путем проведения проверок и использования других методов последующего бюджетного контроля применительно к исполнительным органам Тигильского муниципального района, являющимся главными администраторами (распорядителями, получателями) средств районного бюджета, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке - к муниципальным учреждениям Тигильского муниципального района, являющимся главными администраторами (распорядителями, получателями) средств соответствующих бюджетов, органам местного самоуправления сельских поселений района в части соблюдения ими условий получения межбюджетных трансфертов и иным объектам контроля.
Распорядители бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны осуществлять внутренний контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
При этом необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого распорядителями бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам муниципального финансового контроля, так и органам местного самоуправления Тигильского муниципального района. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля.
По мере усовершенствования системы правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, производимого в целях обеспечения действенности, эффективности и результативности муниципального финансового контроля, будет активизирована работа по привлечению виновных лиц (преимущественно должностных лиц) к указанной ответственности.

8. Формирование комплексной контрактной системы в Тигильском муниципальном районе

Первоочередными задачами на 2012-2015 годы являются обеспечение регламентации и структурирование всех стадий процесса муниципальных закупок, а именно – планирования закупок, размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для муниципальных нужд и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
В рамках прогноза социально-экономического развития Тигильского муниципального района будет вырабатываться прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач.
Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, будет являться официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. За счет функционирования такого сайта будет обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам будет предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока.
В соответствии с поставленными задачами необходимо:
- организовать контроль исполнения муниципальных контрактов (договоров) и ведения претензионно- исковой работы;
- разработать типовые проекты муниципальных контрактов (договоров) в целях совершенствования подготовки муниципальными и иными заказчиками конкурсной и аукционной документации и извещений проведения запросов котировок;
- структурным подразделениям администрации Тигильского муниципального района, казенным учреждениям, бюджетным учреждениям разработать положения о размещении заказов для муниципальных нужд (нужд бюджетных учреждений), определяющие порядок осуществления ими основных закупочных процессов, в том числе процесса управления исполнением заказов (заключения и исполнения муниципальных контрактов (гражданско-правовых договоров), в том числе в рамках установленных контрактами (гражданско-правовыми договорами) гарантийных периодов.
В целом развитие контрактных отношений в Тигильском муниципальном районе должно быть направлено на создание прозрачной системы взаимоотношений для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Комплексная контрактная система в Тигильском муниципальном районе позволит повышать качество и снижать издержки при реализации муниципальных услуг, исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений.

9. Реформирование системы бюджетных платежей

В настоящее время все средства бюджетов бюджетной системы Тигильского муниципального района сконцентрированы на единых счетах бюджетов, открытых Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю в ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю, что повысило прозрачность и устойчивость финансовой системы Тигильского муниципального района в целом.
В дальнейшем эта тенденция должна быть сохранена.
Кроме того, учет операций со средствами, предоставляемыми бюджетным, автономным учреждениям из районного бюджета, должен осуществляться на лицевых счетах, открытых в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю.

10. Организация реализации Программы

Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
План на 2012 год включает основные мероприятия, которые необходимо выполнить для того, чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2013 - 2015 годы.
План на 2013 год предлагается принять в декабре 2012 года с учетом итогов предыдущего этапа реализации Программы.

Загрузить Приложения