В настоящее время, согласно действующему Уставу Тигильского муниципального района районный Совет депутатов формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), то есть путем делегирования депутатов и глав сельских поселений.
При таком способе формирования районного представительного органа глава муниципального района, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, в обязательном порядке исполняет полномочия его председателя (как в настоящее время в Тигильском муниципальном районе).
В связи с чем, изменение полномочий главы Тигильского муниципального района с тем, чтобы он возглавлял районную администрацию возможно лишь при изменении способа формирования районного Совета депутатов, когда его формирование будет осуществляться путем проведения муниципальных выборов.
Переход от формирования представительного органа муниципального района в порядке делегирования (п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ) к избранию на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5.1. статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.
Соблюдение данной процедуры является обязательным условием для перехода от формирования представительного органа муниципального района в порядке делегирования к избранию на муниципальных выборах. Без соблюдения данной процедуры представительный орган муниципального района не имеет права внесения изменений в устав муниципального района для изменения способа формирования представительного органа муниципального района.
Не является основанием для игнорирования прохождения указанной процедуры и проведение местного референдума по вопросу изменения способа избрания главы муниципального района и представительного органа муниципального района.
Между тем, некоторые лица, входящие в состав указанной выше инициативной группы по проведению местного референдума, ранее занимавшие выборные муниципальные должности и прекрасно знающие приведенные нормы федерального законодательства о местном самоуправлении, тем не менее пытаются разыграть определенную политическую карту, видимо желая заработать некий политический рейтинг, и проводят работу по проведению местного референдума. При этом сознательно дезориентируя жителей района, так как у них складывается неверная иллюзия, что вопрос о смене способа избрания главы муниципального района и районного представительного органа возможно решить путем проведения местного референдума (без соблюдения вышеназванной процедуры с выдвижением инициативы). Вместе с тем, проведение различных процедур непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (как то: местный референдум, собрание, сход граждан, конференция граждан, опрос граждан и т.п.) и принятие на них решений о смене способа формирования районного Совета депутатов не повлекут никаких юридических последствий без соблюдения порядка, установленного частью 5.1. статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.
Решение о смене способа формирования районного Совета депутатов должно быть принято с учетом мнения населения всех поселений района, а не какой-то группы лиц, преследующих свои интересы, которые, как очевидно, коренятся в некотором противостоянии с главой районной администрации.
Вместе с тем, Тигильский муниципальный район является первым муниципальным образованием в Камчатском крае, который применил способ формирования районного представительного органа путем делегирования, а также применил институт наемного «сити-менеджера».
Одно из неопровержимых преимуществ данной практики заключается в том, что руководителем исполнительно-распорядительного органа – местной администрации – становится человек, обладающий необходимыми навыками и опытом управленческой работы, а также соответствующим образованием. Ведь в положении о проведении конкурса, принимаемым советом депутатов (думой), четко прописываются требования к уровню образования и квалификации кандидата на данную должность в той степени, в какой посчитают необходимым установить депутаты.
Данное обстоятельство является безусловным плюсом, так как в схеме органов местного самоуправления, когда глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации, избирается на муниципальных выборах, имеется вероятность того, что к управлению местной администрацией может прийти человек, не обладающий необходимыми навыками и опытом в решении вопросов местного значения. А ведь вопросы, которыми занимается местная администрация – это прежде всего вопросы жизнеобеспечения населения. Это и свет, тепло, водоснабжение и прочие жизненно важные вопросы. Более того, к выборному главе местной администрации не применяются требования об обязательном наличии высшего образования. Таким образом, возможна ситуация, когда администрацией руководит лицо без высшего образования, тогда как его заместители и большинство муниципальных служащих обязаны иметь высшее образование. При этом именно квалифицированность глав местных администраций в настоящее время становится во главу угла для оптимального управления муниципальным образованием.
Кроме того, краевые власти (Законодательное Собрание и Губернатор), принимая участие в конкурсной комиссии через своих представителей и выбирая определенного кандидата, тем самым поручаются перед населением района за надлежащее исполнение таким «сити-менеджером» своих обязанностей.
Анализ вышеприведенной схемы построения системы муниципального управления с использованием институтов наемных глав местных администраций показал свою востребованность как в масштабах Российской Федерации, так и в Камчатском крае, что обусловлено вышеуказанными преимуществами.
Учитывая положительный опыт Тигильского муниципального района институт «сити-менеджеров» и способ формирования районных представительных органов путем делегирования был реализован и в большинстве других муниципальных районов в Камчатском крае.
В настоящее время все сельские поселения Тигильского муниципального района имеют равное представительство в районном Совете депутатов, что гарантирует равный учет интересов каждого поселения. В случае же формирования районного Совета депутатов на муниципальных выборах данный баланс интересов будет нарушен, так как в районном представительном органе будет доминировать представители районного центра, в виду того, что районный центр значительно превосходит иные поселения района по численности населения.
В связи с изложенным предлагаем жителям Тигильского муниципального района не поддаваться на провокационные и популистские заявления о смене способа формирования органов местного самоуправления муниципального района, подходить к названному вопросу взвешенно, ориентируясь на собственные интересы, интересы вашего поселения и всего района в целом. При наличии каких либо вопросов, касающихся осуществления местного самоуправления, любой гражданин вправе обратиться за разъяснениями в Министерство территориального развития Камчатского края.
Министр С.В. Лебедев

СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ Тигильского муниципального района